Идеология и воспитание

Единые дни информирования


Единый день информирования – ноябрь 2017

(областная тема)

О работе системы жилищно-коммунального хозяйства

Брестской области

(в помощь информационно-пропагандистским группам)

Тарифы и оплата коммунальных услуг.

Порядок взимания платы за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» к основным жилищно-коммунальным услугам относятся:

  1. техническое обслуживание жилого дома,
  2. текущий ремонт, капитальный ремонт,
  3. санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома,
  4. холодное и горячее водоснабжение,
  5. водоотведение (канализация),
  6. газоснабжение,
  7. электроснабжение,
  8. теплоснабжение,
  9. техническое обслуживание лифта,
  10. обращение с твердыми коммунальными отходами.

К дополнительным жилищно-коммунальным услугам относятся:

  1. Установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома;
  2. Установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией;
  3. Организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме;
  4. Аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий;
  5. Обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» тарифы на газоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, электроснабжение и теплоснабжение для нужд населения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, а тарифы на водоснабжение, водоотведение (канализация), техническое обслуживание лифта, техническое обслуживание, капитальный ремонт жилого дома, обращение с твердыми коммунальными отходами - облисполкомами и Минским горисполкомом.

 

Жилищно-коммунальная услуга

Фиксированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, субсидируемые государством

Тариф действующий

Нормативно-правовой акт

Срок действия

Водоснабжение

0,5748 руб. за 1 куб. метр

Решение Брестского областного исполнительного комитета от 17.08.2017. № 529 «О внесении изменений в решение Брестского областного исполнительного комитета от 26 декабря 2016 г.  № 992»

с 01.09.2017

Водоотведение (канализация)

0,3838  руб. за 1 куб. метр

Техническое обслуживание лифта

1,28 руб. с одного проживающего в месяц

Техническое обслуживание жилого дома

0,1084 руб. за 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц

Капитальный ремонт

0,0953  руб. за 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц

Тепловая энергия (для нужд отопления и горячего водоснабжения)

16,9259 руб. за 1 Гкал

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2017 № 641 «Об индексации субсидируемых государством цен на газ природный и сжиженный, тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения для населения и внесения изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166»

с 01.09.2017

Обращение с твердыми коммунальными отходами

организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, за исключением КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» и КУМОП ЖКХ «Барановичское городское ЖКХ» - 7,2 руб./м3

Решение Брестского областного исполнительного комитета от 28.08.2017 № 558 «О регулировании тарифов»

с 24.09.2017

КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» и КУМОП ЖКХ «Барановичское городское ЖКХ» - 7,57 руб./м3

 

Жилищно-коммунальная услуга

Фиксированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание

Тариф действующий

Нормативно-правовой акт

Срок действия

Водоснабжение

0,7839 руб. за 1 куб. метр

Решение Брестского областного исполнительного комитета от  26 декабря 2016 г. № 992 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги»

с 01.01.2017

Водоотведение (канализация)

0,6654  руб. за 1 куб. метр

Техническое обслуживание лифта

1,33 руб. с одного проживающего в месяц

Техническое обслуживание жилого дома

0,1155 руб. за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц

Тепловая энергия (для нужд отопления и горячего водоснабжения)

91,18 руб. за 1 Гкал

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2016 г. № 1035 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 и определении тарифов на некоторые виды жилищно-коммунальных услуг»

с 01.01.2017

Капитальный ремонт

0,5055 руб. за 1 кв. метр общей площади нежилого помещения в месяц

Решение Брестского областного исполнительного комитета от 25.01.2017 № 40 «О внесении дополнения в решение Брестского областного исполнительного комитета от 26.12.2016 №992»

с 10.02.2017

Обращение с твердыми коммунальными отходами

организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, за исключением КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» и КУМОП ЖКХ «Барановичское городское ЖКХ» - 7,2 руб./м3

Решение Брестского областного исполнительного комитета от 28.08.2017 № 558 «О регулировании тарифов»

с 24.09.2017

КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» и КУМОП ЖКХ «Барановичское городское ЖКХ» - 8,2 руб./м3

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2016 №1035 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 и определении тарифов» рекомендованы размеры расходов населения за санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома, размеры возмещения населением расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, установлены решениями Брестского ОИК от 26.12.2016 № 992 «О фиксированных тарифах на жилищно-коммунальные услуги», от 28.08.2017 № 558 «О регулировании тарифов», от 13.02.2017 № 87 «Об оптимизации расходов населения на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг».

 

Предельно допустимые тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги и размеры возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах, для населения.

Жилищно-коммунальная услуга

Предельно допустимый тариф (цена), размер возмещения расходов

Тариф действующий

Нормативно-правовой акт

Срок действия

Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома

0,53 руб. с 1 проживающего в месяц

Решение Брестского областного исполнительного комитета от 13.02.2017 № 87 «Об оптимизации расходов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг»

с 01.01.2017

Техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома

0,91 руб. с 1 квартиры в месяц

Электроэнергия, потребляемая на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифта

0,39 руб. с 1 проживающего в месяц

Электроэнергия, потребляемая на работу лифта

0,47 руб. с 1 проживающего в месяц

Обеспечение населения чистой водой.

Для обеспечения населения Брестской области в рамках Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» реализуется подпрограмма «Чистая вода» на 2016 – 2020 годы, основной целью которой является улучшение качества питьевого водоснабжения и обеспечения  100 % потребителей водой нормативного качества.

В настоящее время централизованным водоснабжением питьевого качества обеспеченно 89,2 % потребителей Брестской области. С начала реализации подпрограммы данный показатель увеличился на 1,5%.

Для обеспечения 100 % населения запланировано строительство 161 станции обезжелезивания. В текущем году ведется строительство станций обезжелезивания. Ввод объектов запланирован в текущем году.

Служба 115. бел

Во исполнение поручения Главы государства,  данных 20 октября 2017 г. на республиканском семинаре «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», совместно с государственным предприятием «Центр информационных технологий мингорисполкома» БОУП «Управление ЖКХ» начата подготовительная работа по подключению к порталу 115.бел города Бреста, а затем и районных центров. В настоящее время заканчивается выборка адресных баз, подготовка классификаторов и регламентов.

Данный портал предусматривает возможность отправки запросов повседневного текущего характера, касающихся жилищно-коммунальных услуг и городского хозяйства, с привязкой соответствующей проблемы к карте города.

После модерации запросы граждан направляются в подразделения горисполкомов или городским службам для выполнения. Портал не является официальным сайтом государственных органов и организаций. Запросы обрабатываются в соответствии с утвержденным Регламентом.

Обратная связь с гражданами реализуется через предоставление возможности просмотра статуса обработки опубликованного запроса, а также анализа результатов выполненной работы по запросу в формате изображений «было» и «стало». Гражданин имеет возможность влиять на рейтинг организации, оценивая качество выполненной по его запросу работы.

Портал 115.бел позволит ускорить и упростить работу по благоустройству города совместно с жителями г. Бреста и Брестской области и даст активным и неравнодушным жителям возможность участвовать в развитии своего города, влиять на улучшение качества услуг в сфере ЖКХ.


Единый день информирования - октябрь 2017 г. (областная тема)

О МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Системасоциальнойзащиты в нашей стране является значительн озамкнутой на поддержк еофициально утвержденных уязвимых группах. К ним относятся одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны, что частично совпадает с социально уязвимыми группами. Так, одинокие пенсионеры, как и люди с ограниченными возможностями, неполные семьии многодетные семьи, имеют право на услуги социальной помощи. Соответствующие центры социальной поддержки функционируют во всех районах Беларуси. Они предоставляют услуги сиделок, по ведению хозяйства, транспорт, дают правовые консультации, курсы повышения квалификации, оказывают психологическую поддержку и ведут работу по увеличению социальной вовлеченности пенсионеров и людей с ограниченными способностями.

Кроме того, в республике создана и действует система финансовой поддержки социально незащищенных категорий населения.

Государственная адресная социальная помощь

Государственная адресная социальная помощь предоставляется малообеспеченным семьям (гражданам) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»

в виде:- ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий;

- обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (далее -продукты питания);

детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, и инвалидам I группы (независимо от величины среднедушевого дохода) - в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников, впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей) (далее - подгузники).

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (далее - среднедушевой доход), по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала (далее - БПМ).

БПМ утверждается ежеквартально, с 1августа по 31 октября 2017 г. величина БПМ составляет 197,57 рублей.

Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи (гражданина) составляет положительную разность между БПМ и среднедушевым доходом семьи (гражданина); пересчитывается при увеличении БПМ в период предоставления ежемесячного социального пособия.

Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) предоставляется с месяца подачи заявления о предоставлении ГАСП на период от 1 до 6 месяцев в течение 12 месяцев, начиная с месяца обращения, с учетом принимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения, при повторных обращениях - с учетом выполнения трудоспособным членом семьи (гражданином) мероприятий, указанных в плане по самостоятельному улучшению материального положения для трудоспособных членов семьи (граждан), если такой план разработан комиссией.

По решению комиссии ежемесячное социальное пособие может быть предоставлено на период более 6 месяцев (но не более 12 месяцев):

- одиноким инвалидам I и II группы;

- одиноким гражданам, достигшим возраста 70 лет;

- неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

- семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей (ребенка), в которых оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется при условии реализации семьей (гражданином) права на получение в соответствии с законодательством алиментов на несовершеннолетних детей, пенсий (кроме случаев неполучения государственной пенсии при продолжении работы после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях в целях увеличения размера такой пенсии), пособий.

Ежемесячное социальное пособие не предоставляется семье (гражданину), если:

- семья (гражданин) в целом имеет в РБ в собственности более одного жилого помещения (квартиры, жилого дома), за исключением многодетных семей, а также семей, в собственности которых находятся одно жилое помещение (квартира, жилой дом) и доля общей площади жилого помещения;

- член семьи (гражданин) сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение;

- член семьи (гражданин) получает образование на платной основе, за исключением случаев получения такого образования с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юрлиц, а также физлиц, ведущих с ним раздельное хозяйство;

- член семьи (гражданин) является собственником транспортного средства (кроме мопедов, велосипедов), приобретенного в течение последних 12 месяцев перед датой обращения, за исключением семей, в составе которых имеются дети-инвалиды, инвалиды I, II группы, многодетных семей.

Ежемесячное социальное пособие выплачивается в каждом месяце в течение периода его предоставления. Выплата ежемесячного социального пособия, приходящегося на месяц обращения, может быть произведена в месяце, следующем за месяцем обращения.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации,  при условии, что их среднедушевой доход составляет не более  1,5 величины  БПМ. 

Под трудной жизненной ситуацией понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения: полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста; неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств; причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц; другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.

Единовременное социальное пособие выплачивается не позднее 10 рабочих дней после принятия комиссией соответствующего решения.

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузниковпредоставляется детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.

Размер социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников устанавливается в сумме, не превышающей 1,5-кратного размера БПМ, действующего на дату принятия решения о предоставлении ГАСП в виде данного социального пособия исходя из документально подтвержденных фактических расходов.

Социальное пособие предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.

ГАСП в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни (далее - продукты питания)предоставляется семьям, имеющим по объективным причинам среднедушевой доход ниже БПМ, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.

Семьям при рождении и воспитании двойни или более детей продукты питания предоставляются независимо от величины среднедушевого дохода.

Выдача продуктов питания производится организациями торговли в соответствии со списками и персональной ведомостью выдачи продуктов питания детям первых двух лет жизни.

Продукты питания выдаются отечественного производства, предназначенные для детей раннего возраста и имеющие соответствующую маркировку на упаковке с указанием возраста, с которого данные продукты могут употребляться в пищу.

Периодичность получения продуктов питания в течение каждого месяца шестимесячного периода определяется их получателем.

В случае неполучения продуктов питания в течение месяца получатели утрачивают право на их получение за этот месяц.

Продукты питания в организации торговли отпускаются на ребенка в пределах нормы отпуска в упаковках имеющегося в ассортименте объема расфасовки. Если норма отпуска продуктов на ребенка составляет менее объема упаковки, отпуск упаковки данного вида продукта не производится.

Замена продуктов питания, предусмотренных в примерных наборах, другими продуктами не допускается.

Принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП является административной процедурой и осуществляется в соответствии с пунктом 2.33 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200  «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее - Перечень).

Заявлениео предоставлении ГАСП в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий подается гражданином (совершеннолетним членом семьи либо несовершеннолетним членом семьи, который приобрел гражданскую дееспособность в полном объеме) в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

Заявление о предоставлении ГАСП в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников подается гражданином (совершеннолетним членом семьи либо опекуном (попечителем), представителем) в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) инвалида I группы или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Заявление о предоставлении ГАСП в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни подается одним из родителей в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания). В случае оформления опеки над ребенком (без статуса опекунской семьи) заявление подается его опекуном.

При регистрации родителей по разным адресам заявление подается в орган по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) родителя, с которым фактически проживает ребенок.

К заявлению о предоставлении ГАСП прилагаются документы и (или) сведения, предусмотренные Перечнем.

Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной адресной социальной помощи, ее видах, формах, размерах и периоде предоставления принимается постоянно действующей комиссией, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией) из числа депутатов районного (городского) Совета депутатов, специалистов органа по труду, занятости и социальной защите, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации), территориального центра социального обслуживания населения, представителей иных органов местного самоуправления, общественных объединений (далее - комиссия).

Комиссия принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) ГАСП:

в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении ГАСП и представления заявителем всех необходимых документов;

в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для предоставления ГАСП документа в случае, если требуемые документы запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите.

При наступлении до выплаты единовременного социального пособия, социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников обстоятельств, влекущих утрату гражданином права на такое пособие, его выплата не производится.

В случае смерти гражданина, имевшего право на социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников, выплата такого пособия членам семьи (опекуну (попечителю), представителю) не производится.

Оказание материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

Нуждающимся неработающими пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам, получающим пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, может быть оказана материальная помощь из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - материальная помощь).

Порядок оказания материальной помощи определен Инструкцией о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 03.08.2001 № 9.

Материальная помощь оказывается гражданам в случаях:

причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате пожаров, засух, наводнений;

краж личного имущества;

возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность.

Материальная помощь оказывается, как правило, не более одного раза в календарном году на основании заявления, акта обследования материально-бытового положения и при необходимости других документов, подтверждающих нуждаемость заявителя.

Нуждаемость гражданина в оказании материальной помощи может подтверждаться документально (медицинским эпикризом, актом о пожаре, справкой из органов внутренних дел о краже имущества, направлением организации здравоохранения на прохождение лечения нуждающегося в помощи, копией рецептов с указанием перечня лекарственных средств и их стоимости, иными документами, подробным актом обследования материально-бытового положения, отражающим нуждаемость в помощи и констатирующим трудную жизненную ситуацию).

Размер помощи в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.

Распоряжение об оказании материальной помощи в размере, не превышающем размер одного БПМ, действующего на дату вынесения решения об оказании материальной помощи, принимается руководителем органа по труду, занятости и социальной защите или директором территориального центра (если центр наделен правом оказания материальной помощи соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом).

Пенсионное обеспечение, пособия

Важнейшим элементом социальной защиты пожилых граждан является пенсионное обеспечение, которым в органах по труду, занятости и социальной защите охвачено по состоянию на 1 августа 2017 года 378 тыс. граждан (27 % населения области).

В 2017 году в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ) трижды повышались размеры минимальных трудовых, социальных пенсий, надбавок, повышений и доплат к пенсиям. По сравнению с январем 2017 г. средний размер минимальных трудовых пенсий вырос на 3,5%, социальных пенсий  – на 11,9 %.

До конца текущего года планируется перерасчет трудовых пенсий, но  решение о его сроках и размерах повышения пока не принято.

В области численность получателей пенсий ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера составляет 0,57% от общего числа получателей. Данный показатель не изменялся с начала текущего года.

В целях социальной поддержки пожилых граждан инвалидам I группы к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту (с 1 августа 2017 г.  -  49,39 руб.), а лицам, достигшим 80-летнего возраста, – 50 % минимального размера пенсии по возрасту  (с 1 августа 2017 г.   – 24,7 руб.). Дополнительно в соответствии с Указом Президента РБ от 16.01.2012 № 35 «О повышении пенсий» установлены доплаты: лицам, достигшим 75-летнего возраста, -  75 % минимального размера пенсии по возрасту (с 1 августа 2017 г.   – 37,04 руб.); лицам, достигшим 80-летнего возраста, - 100 % минимального размера пенсии по возрасту (с 1августа 2017 г.  – 49,39 руб.).

С 1 августа 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 года № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее – Указ). Реализация Указа даст возможность назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста следующей категории: лицам, которые длительное время осуществляли уход за инвалидами I группы либо престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению врачебно-консультационной комиссии в постоянном уходе, или осуществляли иные социально-значимые виды деятельности, и по этой причине не смогли выработать необходимый минимальный страховой стаж (при наличии страхового стажа работы не менее 10 лет, общего стажа работы 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин);           лицам, которые не менее 10 лет проходили военную службу (службу в военизированных организациях) и не приобрели права на пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (при  наличие страхового стажа работы не менее 10 лет, общего стажа работы 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин).

Пенсионная система функционирует стабильно, пенсии и пособия выплачиваются своевременно. Расходы на выплату пенсий и пособий за январь-август 2017 г. составили 934,1 млн. рублей.

Государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.

В стране функционирует доказавшая свою эффективность система правовых гарантий и льгот семьям с детьми. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и предоставление других видов государственной адресной социальной помощи, единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Предоставление правовых гарантий начинается еще до рождения ребенка. Беременным женщинам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, оплачивается отпуск по беременности и родам (126-160 календарных дней).

Работающей матери или отцу, другим родственникам ребенка предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с сохранением рабочего места. Отпуск может быть использован полностью либо по частям.

За первое полугодие 2017 года в органах по труду, занятости и социальной защите Брестской области назначено более 4301 различных видов государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Ежемесячно на их выплату расходуется более  5,7 млн. рублей.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в Беларуси дифференцируется в зависимости от количества детей в семье: на первого ребенка он составляет 35% среднемесячной заработной платы работников в республике (278,88 руб.), на  второго и последующих детей – 40% (318,72 руб.); на ребенка-инвалида - 45% (358,56 руб.).

В целях усиления социальной защиты отдельных категорий семей  с  1 июля 2017 года для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, предоставлено право матери (мачехе) или отцу (отчиму), усыновителю (удочерителя), опекуну (попечителю) осуществлять уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет с получением соответствующего пособия по уходу и одновременно работать на условиях неполной занятости (не более 0,5 ставки). Кроме того, предоставлено право этих лиц на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и в случае, если они являются получателями пенсии либо ежемесячной страховой выплаты;

Также дифференцированы размеры пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в зависимости от степени утраты здоровья ребенка: по уходу за ребенком - инвалидом, имеющим  I и II  степень утраты здоровья, - 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ); по  уходу за ребенком - инвалидом, имеющим  III и IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно - 100 процентов БПМ, после достижения ребенком возраста 3 лет – 120 процентов БПМ.                    

Женщинам, получающим пособие по беременности и родам  в минимальном размере, предусмотрена доплата к пособию по беременности и родам.Такая доплата будет производиться, когда размер данного пособия будет ниже, чем сумма пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период с момента рождения ребенка и по день, по который выплачено пособие по беременности и родам. Всего в стране назначается 11 видов пособий в связи с рождением и воспитанием детей.Всего на выплату пенсий и пособий в области за 9 месяцев 2017 года направлено 1052540,6 тыс. рублей.


Единый день информирования - октябрь 2017 г.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В БЕЛАРУСИ –

ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь на основе сведений Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты

Тезис «Крепкая семья – сильное государство» традиционно является одной из стратегических основ, консолидирующих белорусское общество.

Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании, «в системе ценностей белорусов семья занимает лидирующую позицию… Необходимо создать среду, благоприятную для жизнедеятельности семей. Настойчиво продвигать в обществе позитивное отношение к семьям, в которых не допускаются пьянство и другие негативные явления. Положительный пример родителей – это надежный путь воспитания с самого раннего детства достойного человека».

Матери и дети – категории населения, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, поскольку именно от них напрямую зависят будущее страны, ее демографический статус и трудовой потенциал.

В Республике Беларусь охрана материнства и детства направлена на создание государством необходимых и благоприятных возможностей для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития, а также реализации семьей своих функций в жизни общества. Деятельность государства в этой сфере осуществляется по следующим основным направлениям: совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны материнства и детства; охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей; сохранение здоровья матерей и детей; развитие сети учреждений здравоохранения; повышение эффективности системы социальной защиты матери и ребенка, молодых семей.

Правовые аспекты охраны материнства и детства

Государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства обеспечиваются, прежде всего, надлежащим правовым регулированием соответствующих отношений, дающих отдельным категориям граждан гарантии осуществления их прав.

В Беларуси законодательно гарантировано право на:

оказание бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения на основании государственных минимальных социальных стандартов.

Справочно: К примеру, беременным женщинам и детям предоставляется бесплатная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему в возрасте до пяти лет (детям-инвалидам до 18 лет) в стационарных условиях одному из родителей предоставляется возможность находиться с ним в этой организации здравоохранения;

бесплатное обеспечение лекарственными средствами в пределах перечня основных лекарственных средств детей в возрасте до трех лет и детей-инвалидов до 18 лет, пациентов, имеющих тяжелые заболевания;

бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации детей-инвалидов до 18 лет;

денежные выплаты за постановку на учет до 12 недель беременности, по беременности и родам, за рождение ребенка;

санаторно-курортное лечение или оздоровление детей с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета и бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения.

Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, ее практическое воплощение ведется и в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы, иных государственных программ и национальных планов (Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017-2021 годы, Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы и др.).

Охрана здоровья матерей и детей

В Беларуси сохранены основополагающие принципы организации здравоохранения, в том числе: государственный характер политики здоровья; профилактическая направленность; территориальный принцип медицинского обеспечения, этапность в оказании медицинской помощи; государственная система подготовки медицинских кадров; государственное регулирование и контроль соблюдения санитарных норм и правил.

Охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, сокращение младенческой, детской и материнской смертности имеют особую общественную значимость и выступают в качестве критериев эффективности деятельности системы здравоохранения страны.

Решение задач сохранения здоровья матерей и детей осуществляется по нескольким приоритетным направлениям, среди которых: подготовка женщин к материнству; мероприятия по охране здоровья плода и новорожденного; подготовка молодежи и молодых семей по вопросам брака; мероприятия по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях и в школьный период.

В нашей стране оказание медицинской помощи осуществляется в организациях здравоохранения в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделений дневного пребывания, а также вне организаций здравоохранения. При этом в амбулаторных условиях сохранен участковый принцип.

Справочно: Сеть организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям, включает: детские поликлиники и организации здравоохранения, имеющие в своем составе детские отделения (кабинеты), – 408; койки для детей в больничных организациях – 7887 (42,6 на 10 000 детей в возрасте до 17 лет);  дома ребенка – 8 (815 коек), в которых воспитываются 578 детей, из них 117 детей-инвалидов.

Отлажена система диспансеризации населения, в том числе детей и беременных женщин. В ее рамках ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры детей.

Справочно: По результатам профилактических осмотров детей в возрасте до 17 лет:1-ю и 2-ю группы здоровья имеют 86,5% детей (абсолютно здоровые дети и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья);3-ю группу – около 12% (дети с хроническими заболеваниями, но без нарушения самочувствия); 4-ю группу – порядка 1,5% (дети с инвалидизирующими заболеваниями).

Для оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным в республике создана разноуровневая система оказания перинатальной помощи (ред. – перинатальный период – период с 22-й полной недели (154-го дня) внутриутробной жизни плода по 7-й день включительно (168 часов) внеутробной жизни), объединяющая сеть родовспомогательных учреждений и детских больниц.

Справочно: К началу 2017 года в Республике Беларусь функционировали 107 родовспомогательных учреждений, в том числе: один перинатальный центр IV технологического уровня (РНПЦ «Мать и дитя»);14 перинатальных центров III уровня;28 перинатальных центров II уровня; 64 организации здравоохранения, относящиеся к I уровню.

Родильные дома работают по системе совместного пребывания матери и ребенка. Внедрены и поддерживаются принципы грудного вскармливания, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ). Сразу после рождения вместе с матерью находятся около 90% новорожденных детей.

В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа родов, протекающих без осложнений.

Справочно: По последнему опубликованному ежегодному докладу Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в 2016 году уровень материнской смертности в Беларуси в 2015 году являлся самым низким среди государств – участников СНГ. В мире этот показатель составляет 216 на 100 тыс. родов, средний показатель для развитых стран – 12 на 100 тыс. родов. По данному показателю Беларусь опережает Австралию, Бельгию, Израиль, Канаду, Норвегию, Португалию, США, Японию.

В нашей стране внедрены рекомендации ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по ВИЧ-консультированию женщин репродуктивного возраста и беременных. Каждой из них предоставлена возможность получить консультационные услуги и пройти тестирование на ВИЧ.

В 2016 году Республика Беларусь стала первым и единственным государством в Европе и третьим в мире, где удалось сократить передачу ВИЧ-инфекции и сифилиса от матери ребенку до уровня, который не представляет угрозы общественному здоровью. Степень риска снижена белорусскими медиками в 19 раз (с 26,9% в 2000 году до 1,4% в 2016 году).

Другими достижениям в решении вопросов охраны здоровья матери и ребенка в Беларуси являются следующие:

100% женщин имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию;

практически 100% деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении;

обращаемость беременных в женские консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) составляет 98%;

выживаемость младенцев, родившихся с экстремально низкой массой тела (до 1000 г) на первом году жизни составляет 75,3% (2000 год – 28,4%);

профилактическими прививками охвачено 98% детей.

Сегодня в республике успешно функционируют 17 республиканских научно-практических центров (далее – РНПЦ), оказывающих профильную медицинскую помощь матерям и их детям.

Головным учреждением республики в области акушерства и гинекологии, неонатологии, педиатрии и медицинской генетики является РНПЦ «Мать и дитя». Ежегодно только медико-генетические консультации здесь получают более 30 тыс. пациентов.

Справочно: В настоящее время в РНПЦ «Мать и дитя» выполняются выхаживание недоношенных новорожденных детей с очень низкой (1000–1500 г) и экстремально низкой (500–1000 г) массой тела при рождении, а также вспомогательные репродуктивные технологии, хирургическая клеточная трансплантация (ЭКО).

Ведущим трансплантационным центром среди стран постсоветского пространства является Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии», где успешно проводится лечение детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями. Центром ежегодно проводится 75–80 операций, что полностью обеспечивает потребность страны в этом виде помощи.

Справочно: За счет применения в названном РНПЦ современных методов диагностики и лечения достигнуты результаты, сопоставимые с ведущими мировыми центрами. Так, общая пятилетняя выживаемость детей в возрасте до 17 лет, имеющих злокачественные новообразования, составляет 78% (независимо от стадии и диагноза), а по некоторым заболеваниям превышает 90% или составляет 100%.

Полный спектр сложных хирургических вмешательств выполняется в Государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр детской хирургии». Ежегодно здесь проводится более 1 тыс. оперативных вмешательств у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, более 200 операций выполняются у детей в возрасте до 1 года, более 100 операций – у новорожденных.

Создание Республиканского детского центра детской нефрологии и заместительной почечной терапии и оснащение его высокотехнологичным оборудованием позволили детям получать современную помощь в этой области медицины.

В республике также успешно развивается трансплантология, в том числе детская, наработан весомый опыт по пересадке сердца, печени, почек.

Справочно: В 2016 году выполнены 384 трансплантации почки (в том числе детям – 16), печени – 70 (в том числе детям – 9), сердца – 42, легкого – 1.

Свидетельством заботы государства о здоровье детей является реализация мероприятий по их оздоровлению.

Справочно: Ежегодно в плановом порядке во всех регионах республики проводится летняя оздоровительная кампания. В этом году на летних каникулах в 6089 лагерях различных типов отдохнули и укрепили здоровье более 366 тыс. школьников. Особое внимание было уделено отдельным категориям детей. В частности, впервые проведена смена летнего оздоровления для детей с гемофилией, оздоровлено 14,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За счет различных источников были профинансированы и выделены путевки 4,9 тыс. детей-инвалидов. В январе – июле текущего года для детей из чернобыльских районов Беларуси было обеспечено выделение почти 55 тыс. путевок в различные здравницы.

Вместе с тем сегодня приходится констатировать достаточно высокий уровень смертности детей и подростков от так называемых «внешних причин». 22% детских смертей являются следствиями несчастных случаев, травм и отравлений.

В 2012 году по инициативе Минздрава разработана и утверждена Стратегия профилактики детского травматизма. Сформирован межведомственный Координационный совет, подготовлен и утвержден межведомственный План мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь.

В 2016 году проведена подготовительная работа по созданию учебных центров для родителей по обучению условиям безопасного проживания детей. Определены 6 учреждений здравоохранения (клинический роддом Минской области, РНПЦ «Мать и дитя», родовспомогательные учреждения городов Витебска, Борисова, Молодечно, Солигорска), на базе которых будут открыты учебные центры по обучению родителей созданию условий для безопасного проживания детей. 

Органами управления здравоохранением Республики Беларусь совместно с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) проведена большая работа по развитию принципиально новых услуг для подростков и молодежи в области репродуктивного, сексуального и психического здоровья.

Справочно: На базе организаций здравоохранения создан 51 центр, дружественный подросткам, и организована соответствующая работа. В 2017 году открыто еще 5 подобных центров в городах Гомеле, Гродно, Могилеве, Кобрине, Орше. Кабинеты доброжелательного отношения к подросткам функционируют во всех регионах республики.

В сохранении детского здоровья крайне важными направлениями являются профилактика наркологических зависимостей среди несовершеннолетних и оказание им специализированной психиатрической и наркологической помощи. По данной тематике для работников сфер образования и здравоохранения, сотрудников милиции и социальных служб организованы обучающие курсы, проводятся семинары и тренинги с участием международных экспертов.

Достигнутые показатели работы службы материнства и детства нашей страны вносят существенный вклад в положение Республики Беларусь в международных рейтингах.

В 2013 году ВОЗ констатировала достижение нашей страной Целей развития тысячелетия, определенных ООН к 2015 году, среди которых улучшение охраны материнского здоровья и обеспечение всеобщего доступа к получению помощи в сфере репродуктивного здоровья.

Справочно: Республика Беларусь занимает в мире 24-е место по индексу «положение матерей» и индексу «положение детей», 29-е место – по индексу «положение женщин» (группа наиболее развитых стран в указанных рейтингах занимает с 1-го по 44-е места). По индексу «смертность детей при рождении» Беларусь находится в одной группе с такими развитыми странами, как  Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Финляндия, Франция, Япония и др.

В опубликованном организацией Save the Children (ред. – англ., «Спасем детей») рейтинге «Индекс материнства – 2015», где проанализированы данные по условиям для материнства, Беларусь заняла 25-е место из 179 стран мира и признана страной, комфортной для материнства. Беларусь также входит в 50 лучших стран мира по сопровождению беременности и организации родов.

Опубликованные в этом году авторитетным британским медицинским журналом Lancet данные свидетельствуют, что по результатам лечения у детей острого лимфобластного лейкоза Беларусь занимает 8-е место в мире из 53 стран, опережая в том числе США, Израиль, Японию, Финляндию.

Социальная защита матери и ребенка

Законодательством Беларуси обеспечивается действенность системы социальной защиты матери и ребенка, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права, создает конкретные условия для их реализации.

Для семей, воспитывающих детей, предусмотрены 11 видов государственных пособий, относимых к трем основным группам: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

Самое значимое из них – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Оно установлено на уровне 35–40% среднего заработка по стране, причем для всех получателей независимо от того, застрахованы они или нет. Не менее значительны и размеры единовременных пособий при рождении ребенка.

Справочно: На 1 августа 2017 г. средний размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составлял около 300 рублей. При рождении первого ребенка единовременная выплата составляет 1 976 руб., при рождении второго и последующих детей – 2 766 рублей.

Общее количество детей, на которых производится выплата государственных пособий, на 1 июля 2017 г. составило 553 тыс. человек (то есть почти треть от общей численности детей). При этом расходы на государственные пособия составляют около 2% ВВП республики.

В нашей стране введена дополнительная мера поддержки многодетных семей – «семейный капитал» в размере 10 тыс. долларов США при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей.

С 1 июля 2017 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в новой редакции. Законом предусматривается усиление социальной защиты наиболее уязвимых категорий семей – молодых специалистов, студентов, получающих пособие по беременности и родам в минимальном размере, семей, воспитывающих детей-инвалидов, и родителей, имеющих инвалидность:

введена доплата к пособию по беременности и родам женщинам, которые получают его в минимальном размере;

родителям детей-инвалидов предоставлено право работать на условиях неполной занятости и одновременно получать пособие по уходу за ребенком-инвалидом;

в семьях, где воспитываются дети-инвалиды с наиболее тяжелыми формами инвалидности, объем поддержки увеличен со 100% до 120% бюджета прожиточного минимума (составляет в среднем на душу населения около 200 рублей). Кроме того, родителям ребенка-инвалида предоставлено право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом независимо от вида получаемой ими пенсии (ранее – только родителям, являющимся инвалидами).

В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК) для беременных женщин и матерей также предусмотрен целый ряд гарантий.

Продолжительность отпуска женщин по беременности и родам с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию составляет 126 календарных дней. Для женщин, работающих на территории радиоактивного загрязнения, его продолжительность увеличена до 146 календарных дней.

Справочно: В странах ЕС женщинам отпуск по беременности и родам предоставляется на период от 84 до 196 календарных дней. Так, в Италии его длительность предусмотрена на период в 151 день, Дании – 196, Великобритании – 126, Люксембурге и Франции –  112, Португалии – 90, Ирландии – 84, Греции – 105, ФРГ – до 126 дней.

Помимо права на социальный отпуск по беременности и родам, работающим женщинам гарантируется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, а также право на прежнюю работу по его окончании.

Свои особенности в отношении беременных женщин и матерей в контексте дополнительных правовых гарантий имеют требования ТК по вопросам увольнения работников, заключения и продления контрактов, привлечения к работам в особых случаях.

Семьям, имеющим детей, на каждого ребенка предоставляются соответствующие налоговые вычеты.

Матерям, родившим пять и более детей, и родителям детей-инвалидов предусматривается также ряд льгот в пенсионном обеспечении.

Справочно:

На 1 сентября 2017 г. пенсию по возрасту получали 35,8 тыс. многодетных матерей (из них не достигли общеустановленного пенсионного возраста 3,3 тыс. человек) и 22,6 тыс. родителей детей-инвалидов (из них не достигли общеустановленного пенсионного возраста 6,3 тыс. человек).

Многодетным матерям, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из государственных наград СССР за материнство или орденом Матери, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь. В настоящее время такие пенсии установлены 688 многодетным матерям Беларуси.

В случае смерти одного или обоих родителей детям, не достигшим 18-летнего возраста (обучающимся в дневной форме в Республике Беларусь – 23-летнего возраста), назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С августа 2017 г. введены новые формы поддержки молодых и многодетных семей при строительстве (реконструкции), приобретении жилья – субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам

Справочно:

В 2016 году получили жилье и улучшили жилищные условия 9,9 тыс. молодых семей и 4,3 тыс. многодетных семей.

Значительное развитие получила система социального обслуживания семей с детьми.

В системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 2 центра социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) в городах Минске и Гомеле.

В центрах созданы банки данных различных категорий семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Они включают информацию об условиях проживания семей, занятости родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, факторах социального неблагополучия и др.

Справочно: На 1 июля 2017 г. на учете состояло около 276 тыс. семей (из них более 90 тыс. – многодетные, порядка 28 тыс. – семьи, воспитывающие детей-инвалидов).

В названных центрах оказываются социально-посреднические, социально-психологические, консультационно-информационные услуги, услуги социального патроната, временного приюта и др. Работают 156 телефонов «горячей линии».

Наиболее востребованной у семей, воспитывающих детей, является услуга почасового ухода за детьми (услуга няни). Она предоставляется семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно (двойни, тройни) в возрасте до 3-х лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в пределах 20 часов в неделю (тройням – до 40 часов).

Справочно: Данная услуга предоставляется бесплатно семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно; неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 4-х лет, и полным семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, один из которых в возрасте до 4-х лет, на платной основе (по социально низким тарифам) – полным семьям, воспитывающим одного ребенка-инвалида, – до достижения им возраста 4-х лет, и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте от 4-х до 18 лет.

В первом полугодии 2017 г. услугами няни воспользовались почти 2 тыс. семей, что соразмерно с предоставлением данной услуги за весь 2016 год.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на базе домов-интернатов для детей-инвалидов предоставляется услуга социальной передышки при сохранении прав на все социальные выплаты. Ее цель – дать родителям возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. В первом полугодии 2017 г. услуга была предоставлена 14 семьям, в 2016 году – 53 семьям.

Центры социального обслуживания осуществляют также деятельность, направленную на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, оказание помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации. В случае необходимости пострадавшим от насилия лицам может предоставляться услуга временного приюта.

Справочно: На 1 июля 2017 г. в республике функционируют 126 «кризисных» комнат, в том числе в Брестской области – 19, Витебской – 28, Гомельской – 16, Гродненской – 13, Минской – 23, Могилевской – 26, г.Минске – 1.

В Республике Беларусь значительное внимание уделяется поддержке социально уязвимых групп молодежи. Инвалидам гарантирована социальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат (пенсий, пособий), обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, а также путем оказания социальных услуг и услуг жилищно-бытового обслуживания.

Молодым инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется необходимый комплекс услуг, обеспечивается безопасное проживание, создаются бытовые условия, приближенные к домашним.

Изменения, внесенные в Закон «О социальном обслуживании» (вступают в силу с 25 декабря 2017 г.), позволят сделать эту систему еще более гибкой к потребностям людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Местным органам власти предоставлены более широкие полномочия по оказанию социальных услуг семьям в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств.

Укрепление института семьи в Беларуси

В настоящее время институт семьи и брака в республике претерпевает определенные негативные изменения. В их числе: неустойчивость брачных и замещающих их союзов, рост числа повторных браков, повышение возраста вступления в брак и рождения детей.

Общее число семей между переписями населения 1999  и 2009 годов сократилось почти на 5%. В 2016 году заключено 64,5 тыс. браков, что на 21% меньше, чем в 2015 году. При этом уровень расторжения семейных отношений сохраняется достаточно высоким: 3,4 на 1 тыс. человек населения (из них почти 40% – молодые браки, в которых супруги прожили менее 5 лет). Ежегодно около 25 тыс. детей переживают развод родителей.

Поэтому для государства по-прежнему актуальной задачей является создание условий для стабилизации и развития института семьи, укрепления брачно-семейных отношений.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» одним из основных ее направлений является формирование у молодежи традиционных семейных ценностей.

Справочно:

Реализацию названной задачи предусматривают:Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы;подпрограмма «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы;Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы.

В учреждениях образования ведется целенаправленная работа по повышению престижа семьи в обществе, предоставлению учащейся молодежи и молодым семьям социальной, материальной, психолого-педагогической и юридической поддержки.

В учреждениях высшего образования республики проводится работа с молодыми семьями в целях привлечения их к мероприятиям, пропагандирующим в молодежной среде традиционные семейные ценности и направленным на создание и сохранение семьи, рождение и воспитание детей.

Справочно:

Результаты изучения Министерством образования сформированности семейных ценностей у студентов показали, что первое место занимает взаимопонимание в семье (82% опрошенных); второе – уверенность в прочности брака (68%); на третьем месте – материальное благосостояние (51%); на четвертом месте – наличие детей в семье (51%); на пятом – отдельное от родителей проживание (39%).

В данной работе с молодежью активно используются интерактивные методики формирования семейных ценностей: брейн-ринги, конкурсы социальной рекламы, творческих работ, фотоконкурсы, выставки, веб-конференции и др.

Большое внимание уделяется профилактике абортов. К примеру, по инициативе Министерства здравоохранения, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов, Белорусской Православной Церкви и общественных организаций в 2014 году прошла республиканская профилактическая акция «Вместе в защиту жизни».

В целях проведения психологического консультирования женщин, обратившихся по поводу проведения искусственного прерывания беременности, в штаты организаций здравоохранения введены должности психолога (психотерапевта).

В стране создана система ранней профилактики социального сиротства, позволяющая сохранить семью для ребенка. Работа по признанию детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, ведется в тесном межведомственном взаимодействии.

В результате оказания помощи детям из «трудных» семей на этапе социально опасного положения более 70% детей ежегодно снимаются с учета в связи с нормализацией ситуации в семье, 57% детей из числа отобранных у родителей по решениям комиссий по делам несовершеннолетних возвращаются в семьи.

Вместе с тем в случаях уклонения родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей или злоупотребления своими родительскими правами применяется крайняя мера – лишение родительских прав. При этом такие родители возмещают расходы, затраченные государством на содержание их детей.

В 2016 году число родителей, лишенных родительских прав, по сравнению с 2011 годом сократилось на 45,1%.

Об эффективности профилактики социального сиротства свидетельствует сокращение числа ежегодно выявляемых в стране детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Справочно:

В 2016 году было выявлено 2437 детей-сирот, что на 11% (313 детей) меньше, чем за 2015 год. На 1 января 2917 г. в Республике Беларусь общее число детей-сирот составляло порядка 20 тыс. детей. Из них в детских интернатных учреждениях воспитываются 3888 (19%) несовершеннолетних, в замещающих семьях – 16 300 (81 %).

В семьях белорусских усыновителей проживают 7 258 усыновленных несовершеннолетних; в семьях иностранных усыновителей воспитываются 1 408 несовершеннолетних граждан Республики Беларусь.

На решение проблемы сиротства направлена также централизованная психолого-педагогическая и правовая подготовка потенциальных усыновителей. Эту работу ведет учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь», имеющее социально-педагогические учреждения во всех регионах страны.

****

Таким образом, в последние годы в республике реализован комплекс мероприятий в целях повышения уровня защищенности матери и ребенка.

Социологические исследования, проведенные Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в августе 2017 г., показывают, что 2/3 респондентов положительно оценивают ситуацию в Беларуси с рождением детей. При этом 75% из участников опроса, находящихся в репродуктивном возрасте, подтвердили наличие собственных детей, а не имеющие детей респонденты этой категории в 84% случаев заявили о планах рождения ребенка.

Государство продолжает активную деятельность по созданию условий для улучшения здоровья населения, совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка, укреплению института семьи, повышению престижа родительства, развитию системы поддержки семей с детьми и улучшению условий их жизнедеятельности, обеспечению прав и законных интересов детей.

 


Цель воспитания

формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:

  1. формирование гражданских и патриотических качеств и национального самосознания учащейся молодежи на основе государственной идеологии;
  2. подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
  3. овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;
  4. формирование культуры семейных отношений;
  5. создание условий для формирования предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

Основными направлениями воспитания обучающихся являются:

идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

духовно-нравственное, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности;

эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на фор-мирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответст-венного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ИДЕЙНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 111 от 20.02.04 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» на Зорько А.В. возложены функции по организации идеологической работы в педагогическом коллективе работников и обучающихся. Ежегодно приказом по лицею корректируется состав информационно-пропагандистской группы. Еженедельно проводятся заседания административного совета лицея, инструктивно-методические совещания с мастерами производственного обучения. Занятия методического объединения кураторов и мастеров производственного обучения, инструктивно-методические совещания с преподавателями, методистом, библиотекарем, специалистами СППС, заседания методических комиссий преподавателей естественно-математического цикла, гуманитарных дисциплин, спецдисциплин – ежемесячно.
С целью активного вовлечения педагогических работников в социально-экономическую и культурную жизнь государства в лицее проводятся единые дни информирования в трудовом коллективе по тематике, предоставленной идеологическим отделом Администрации Московского р-на г. Бреста.

ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вопросы идеологического воспитания обсуждаются на заседаниях методических комиссий, совещаний при директоре, педагогических советах.
Государственная символика Республики Беларусь размещена в фойе лицея, во всех учебных кабинетах, библиотеке, актовом зале, кабинетах администрации. В каждом учебном кабинете имеется наглядная агитация, посвященная идеологии Белорусского государства, информационные уголки. Оформлены информационные стенды: правила внутреннего распорядка; информация для граждан «Одно окно»; стенд первичной организации ОО «БРСМ»; идеологическая и воспитательная работа; «Жыву  ў  Беларусі і тым ганаруся»,  «Здоровый образ жизни»,  «Слава героям!» и др.
В библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «Гражданин и закон», «Мая Беларусь», постоянно обновляются тематические выставки, приуроченные к памятным датам и государственным праздникам. Ежемесячно обновляется информация на стендах по идеологии в учебных корпусах.
На протяжении нескольких лет в лицее организован и функционирует волонтерский отряд. Учащиеся принимают участие в благотворительных акциях «Доброе сердце», «Урожай», «Мой подарок ветерану»,  «Подари детям Новогоднюю елку»,  «Белая ромашка», «Сохраняя жизнь». Ежегодно учащиеся лицея принимают участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.
Традиционным стало посвящение в первокурсники «Волшебное превращение» на священной земле МК «Брестская крепость-герой».
Кураторы учебных групп еженедельно проводят информационные и кураторские часы, в третью неделю месяца – единые дни информирования.
Тематика информационных и кураторских часов отражена в плане идеологической и воспитательной работы на учебный год и расписывается ежемесячно по основным содержательным аспектам.
В подготовке и проведении информационных часов участвуют все обучающиеся, а направляет и координирует эту работу куратор учебной группы и члены информационного сектора.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ

Важную роль в формировании гражданских качеств играет мемориальный отряд лицея. Наши учащиеся удостоены чести ежегодно нести службу на Посту Памяти у Вечного Огня Славы в Мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Службе на Посту Памяти предшествует длительная поисковая, исследовательская работа мемориального отряда лицея. Подготовку к несению службы на Посту №1 ведет преподаватель допризывной подготовки Скорина В.В. Во время занятий военно-патриотического кружка «Защитник Родины» ребята изучают историю создания Брестской крепости, историю обороны и присвоения звания «Крепость-герой», занимаются строевой подготовкой. Лучшие юнармейцы удостаиваются чести внести знамя учреждения образования во время проведения торжественной линейки, посвященной началу учебного года.
Эффективной формой работы с обучающимися лицея являются лидерские программы, которые дают возможность всем обучающимся развить свои природные качества, попробовать себя в роли организатора, сформировать лидерские навыки. В лицее созданы и работают общественные организации, профком обучающихся, комитет БРСМ, актив групп, совет коллектива физкультуры, совет библиотеки, созданы и работают объединения гражданско-патриотической направленности «Я гражданин Республики Беларусь», «Спадчына».
Педагоги и учащиеся принимают самое активное участие в общественно-полезной деятельности на благо страны, общества, родного края. При организации воспитательной работы с обучающимися широко используются возможности акции гражданско-патриотической и историко-краеведческой направленности «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». Качественно в лицее проходят мероприятия, посвященные государственным праздникам.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКЦИЯ «ЗДОРОВЫЙ Я – ЗДОРОВАЯ СТРАНА»

В лицее постоянно проводится работа по формированию здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой. Все проводимые мероприятия направлены на реализацию мероприятий республиканской акции «Здоровый я – здоровая страна».
Используются различные формы и методы: кураторские и информационные часы в группах, анкетирование по ЗОЖ. Проведение обще лицейских акций ко дню профилактики суицида, ко дню профилактики СПИДа, ко дню некурения, ко дню борьбы с наркотиками. Конкурсы плакатов «Стоп СПИД!». Занятия с элементами тренинга. Регулярно проводят беседы специалисты здравоохранения.
Весной и осенью обучающиеся посещают выставки «Ярмарка здоровья». Организовываются кинолектории по пропаганде здорового образа жизни в кинотеатре «Мир», проводятся ежедневные рейды по недопущению курения (ко всем курильщикам были применены меры дисциплинарного взыскания, в лицей приглашались родители).
Профосмотры, в обязательном порядке, осуществляются в учреждении здравоохранения «Брестская центральная поликлиника №1». Брестские учащиеся обслуживаются по месту жительства. Медобслуживание иногородних обучающихся лицея осуществляется в детской поликлинике по ул. Кижеватова, 74.