История лицея

Перед нами Техническая школа Бреста-над-Бугом – предвестник и прародитель нынешнего УО «Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта». В этом здании изящной архитектуры на улице Папанина получали профессиональные знания многие из тех, кто впоследствии обогащал наш город новыми, заметными по канонам времени сооружениями.
Организовать жизнь после Первой мировой войны было задачей не из легких, а в Кресах Всходних (так в Польше официально назвались восточные земли) особенно - росийские войска при отступлении использовали тактику выжженной земли - разрушали все что могли, а более половины местного населения было насильно вывезено в глухие районы России. Польша ощутила большой дефицит кадров, в частности, железнодорожных. Потому и решили создать в Бресте учебное заведение железнодорожного профиля, которое готовило бы механиков, машинистов паровозов и прочих специалистов, - Среднюю техническую школу железнодорожников («Школу тэхничну колеёву»).
Собравшийся в Бресте над Бугом 22 августа 1922 года соответствующий комитет, утвердил лиц, которым предстояло на голом месте, без помещения и какого-либо задела, организовать образцовое учебное заведение.
Организационный комитет возглавил Октавий Нелярд – начальник Брестской поддиректории, что соответствовало должности сегодняшнего начальника отделения железной дороги.
Занятия начались 16 сентября 1922 года в помещении гимназии имени Траугутта (сейчас это  старый корпус педуниверситета). Для преподавания предметов железная дорога выделила восемь специалистов, четырех учителей дала гимназия и трех - Дирекция общественных работ. В 1922 году силами железной дороги начато строительство здания школы.
Поскольку в Бресте не имелось высшего учебного заведения, на Школу была возложена задача по подготовке специалистов, способных брать на себя ответственность за выполнение самых серьезных инженерных задач. Фактически это был политехнический техникум (такого понятия в то время не существовало, и многих сегодня сбивает с толку упрощенно звучащее название, поскольку в советское время «школа» означала обычную десятилетку). Политехнический характер заведения подчеркивал и тот факт, что из первоначального названия скоро выпало определение «колеёва». Из четырех отделений только два имели прямое отношение к железнодорожным специальностям: механическое, готовившее машинистов-паровозников, и эксплуатационное, из которого выходили будущие дежурные и даже начальники станций, диспетчера, а также специалисты, занимавшиеся эксплуатацией подвижного состава. Еще двумя специальностями были дорожно-строительный (возведение зданий, сооружений, строительство и эксплуатация дорог) и водно-мелиоративный (мелиорация и гидротехнические сооружения).
Школа просуществовала до начала Второй мировой войны (1939 г.)
Еще не окончилась Вторая мировая война, а в Бресте уже налаживалась мирная жизнь. На основании приказа № 1 от 16 августа 1944 года по Брестскому областному управлению трудовых резервов начало свою деятельность железнодорожное училище № 7, которое разместилось в здании бывшей Технической железнодорожной школы. Училище готовило специалистов по профессиям: помощник машиниста паровозов, слесарь по ремонту вагонов и автотормозов, дежурный по станции, слесарь по ремонту паровозов. Контингент заведения составляли воспитанники детских домов и молодежь вольного приёма с 4-7 классами образования. Срок обучения составлял 2 года. Всего ЖУ-7 выпустило в жизнь 1685 рабочих. В 1955 году ЖУ-7 преобразовано в техническое училище № 10 со сроком обучения от 10 месяцев до 2 лет. ТУ-10 готовило рабочих по специальностям: дорожный мастер, бригадир пути, электромонтер СЦБ, дежурный по станции, кузнец свободной ковки. Всего было выпущено 1045 рабочих.
В 1961 году ТУ-10 реорганизовано в ГПТУ-27, которое подготовило с 1962 по 1970 год 2848 специалистов по профессиям: проводник ЦМВ, монтер СЦБ, автослесарь, помощник машиниста тепловоза, кузнец, слесарь, монтажник.
В 1969 году ГПТУ-27 преобразовано в среднее профессионально-техническое училище № 27 (СПТУ-27) с 3-х и 4-х летним сроком обучения по подготовке высококвалифицированных рабочих с общим средним образованием по специальностям: дежурный по станции, автослесарь, электромонтер контактной сети, помощник машиниста тепловоза, электромонтер СЦБ, осмотрщик-ремонтник вагонов, бригадир пути. В тоже время в училище производилась подготовка специалистов на базе среднего образования.
В 1984 году Брестское СПТУ-27 железнодорожного транспорта реорганизовано в Брестское ПТУ-27 железнодорожного транспорта с подготовкой кадров на базе неполного среднего образования (9 классов) и полного среднего образования (11 классов). В 2000 г. ПТУ-27 переименовано в учебно-образовательное учреждение «Брестское профессионально-техническое училище № 27 железнодорожного транспорта».
17 ноября 2003 года учебно-образовательное учреждение «Брестское профессионально-техническое училище № 27 железнодорожного транспорта» переименовано в Учреждение образования «Брестское государственное профессионально-техническое училище № 27 железнодорожного транспорта».
8 февраля 2008 года Учреждение образования «Брестское государственное профессионально-техническое училище № 27 железнодорожного транспорта» переименовано в Учреждение образования «Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта».
Всего с 1944 года лицей выпустил более 18 тысяч специалистов. Среди выпускников лицея имеются орденоносцы, награжденные орденами «Знак Почета»: Пилипчук Павел Иосифович - выпускник 1948 г.; Гилетич Василий Романович, Забельский Николай Геннадьевич - выпускники 1951 г.; «Орденом Ленина»: Маркович Иван Иванович – выпускник 1947 г. Многие выпускники награждены медалью «За трудовую доблесть»: Никонюк Алексей Григорьевич, Павлючук Анатолий Александрович, Прокопюк Василий Васильевич, Липко Иван Семенович, «За доблестный труд»: Шатилович Василий Семенович – выпускник 1946 г., Мышленник Анатолий Никитович, Ковалевский Владимир Ефимович – выпускники 1950 г., Сидорук Владимир Алексеевич – выпускник 1956 г. Некоторые выпускники удостоены звания «Почетный железнодорожник»: Ильяшевич Г.Ф., Круглей М. В., Грицук Н.М., Гилетич В.Р., Храпунов М.А.
Надо отметить, что лицей является кузницей не только рабочих кадров для железной дороги, но и специалистов для учреждений образования.  Так, например, в железнодорожном колледже работает много бывших преподавателей,  специалистов и выпускников лицея.
На протяжении многих лет существования лицея у его руля стояли замечательные люди:

  • с 11.09.1944 по 10.11.1944 г.– Сидлер Э.М.
  • с 10.11.1944 по 10.10.1951 г. – Петровский Ф.П.
  • с 1951 по 1954 г. – Чмыхунов С.М.
  • с 1954 по 1960 г. – Данилович А.С.
  • с 1960 по 1977 г. – Оборотов Л.М.
  • с 1977 по 1984 г. – Комельков А.А.
  • с 1984 по 1989 г. – Мелихов В.Н.
  • с 1989 по 1995 г. – Нерода П.Н.
  • с 1995 по 2005 г. – Примак А.П.
  • с 2005 по 2007 г. – Захарчук В.П.
Петровский Ф.П. Данилович А.С. Оборотов Л.М. Комельков А.А.
Мелихов В.Н. Нерода П.Н. Примак А.П. Захарчук В.П.

 

С 2007 года и по настоящее время Учреждение образования "Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта" возглавляет Силюк Фёдор Гаврилович - кандидат исторических наук.


Выпускники:

ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА - ПАЛЬЧУК СТЕПАН НИКОЛАЕВИЧ