ЕДИ - 15.09.2022. Областная тема. Участие населения в общественных обсуждениях по актуальным вопросам жизнедеятельности
В настоящее время в белорусском обществе существует запрос на расширение участия граждан в решении вопросов государственного и местного значения. Данный запрос идет как от государства, так и от местных сообществ. В соответствии с программой социально-экономического развития РБ на 2021-2025 гг. в числе ключевых приоритетов определены следующие направления:
– сильные регионы, что в том числе предполагает перераспределение полномочий между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления;
– государство-партнер, что предполагает укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком.
В Республике Беларусь право граждан РБ участвовать в решении государственных и местных дел, а также в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни закреплено в Конституции РБ.
Справочно:
Согласно ст. 37 Конституции РБ, граждане могут участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Ст. 40 Конституции РБ устанавливает право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы и обязанность государственных органов, а также должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.
Формы участия граждан в обсуждении и решении вопросов местного значения, предусмотренные действующим законодательством РБ, следующие:
– территориальное общественное самоуправление;
– местное собрание;
– местный референдум;
– внесение в местный совет депутатов проектов решений по вопросам местного значения или мотивированных предложений о необходимости принятия, изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены решений соответствующего совета либо их отдельных положений;
– участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов соответствующего местного бюджета на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления;
– общественные обсуждения;
– обращения граждан.
Часть форм участия граждан в обсуждении и решении государственных дел предполагает, что инициаторами выступают сами граждане, еще часть – реализуется как по инициативе граждан, так и органов местного управления и самоуправления. Общественные обсуждения могут инициировать только государственные органы.
В электронном виде может осуществляться обсуждение проектов нормативных правовых актов на интернет-сайте «Правовой форум Беларуси», а также подача обращений граждан.
Важной составляющей правовой культуры общества является создание современных площадок и условий для интерактивного участия граждан в нормотворческом процессе.
Именно такой площадкой является сайт «Правовой форум Беларуси» – государственный информационный ресурс в области права и правовой информатизации, созданный Национальным центром правовой информации в 2013 году.
Справочно:
Согласно статье 7 Закона РБ от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» Правовой форум Беларуси является официальной площадкой для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Порядок проведения публичного обсуждения проектов НПА установлен постановлением Совета Министров РБ от 28 января 2019 г. № 56. Требования к предоставлению для публичного обсуждения проектов НПА и иных материалов регламентированы приказом Национального центра правовой информации от 21 марта 2019 г. № 30.
Согласно постановлению Совета Министров РБ от 30 января 2019 г. № 65 Правовой форум Беларуси также является платформой для публичного обсуждения НПА в рамках проведения правового мониторинга.
С 1 февраля 2019 г. в соответствии с Законом РБ от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» Правовому форуму Беларуси придан статус официальной площадки для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов осуществляется согласно Положению о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 28 января 2019 г. № 56.
Сайт «Правовой форум Беларуси» предназначен для предоставления возможности юристам и посетителям ресурса (гражданам РБ, лицам без гражданства, иностранным гражданам) интерактивного общения между собой по вопросам, связанным с правом, правоприменительной практикой, разъяснением законодательства.
Важной задачей является создание современных условий для интерактивного участия граждан в нормотворческом процессе. Одним из таких инструментов является публичное (общественное и профессиональное) обсуждение проектов нормативных правовых актов. Оно проводится в целях реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки содержащихся в проекте норм права, а также определения соответствия проекта НПА общественным ожиданиям для возможной последующей корректировки проекта.
В разделе «Публичные обсуждения» посетители сайта «Правовой форум Беларуси» могут высказать свое мнение по проектам НПА, вынесенных на общественное обсуждение на конкретный срок. Участвовать в таких обсуждениях может любой желающий, который ознакомился с правилами пользования сайтом и прошел регистрацию.
Организатор публичного обсуждения рассматривает поступившие предложения, после чего предоставляет обобщенную информацию о его результатах для размещения на Правовом форуме Беларуси в соответствующей теме обсуждения проекта НПА.
Правовой мониторинг проводится в целях систематического анализа и оценки качества действующего законодательства, практики правоприменения и эффективности правового регулирования общественных отношений.
Задачами правового мониторинга являются:
– оценка эффективности норм законодательства;
– выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения нормативного правового акта;
– выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии мер по надлежащей реализации нормативных правовых актов.
Справочно:
Правовой мониторинг осуществляется нормотворческими органами (должностными лицами) в отношении нормативных правовых актов (НПА), принятых (изданных) ими. Согласно постановлению Совета Министров РБ от 30 января 2019 г. № 65 Правовой форум Беларуси используется для проведения правового мониторинга.
Посетители сайта могут разместить свои замечания и предложения по НПА в специальных темах подраздела. Внесенные предложения будут использованы организатором правового мониторинга для дальнейшего совершенствования законодательства.
Раздел «Важно мнение каждого» создан для сбора предложений граждан по совершенствованию правового регулирования общественных отношений. Тема «Улучшаем законодательство вместе» – ключевая в данном разделе.
Она создана для сбора предложений граждан по вопросам совершенствования законодательства, устранения коллизий и правовой неопределенности. В теме размещаются предложения по корректировке конкретных правовых актов, предлагаемые правовые механизмы регулирования тех или иных отношений (вопросов).
После размещения предложений и их последующего обобщения, они направляются в заинтересованные государственные органы и организации в соответствии с их компетенцией для анализа на предмет дальнейшего совершенствования законодательства. Полученная от них информация о перспективах учета в законодательстве поддержанных предложений размещаются на сайте.
В разделе «Форумы» обсуждаются правовые вопросы и проблемы различных уровней сложности.
Справочно:
Для удобства они сгруппированы по отраслям права: авторское право, административное право и процесс, банковское право, гражданское право и процесс, жилищное право, земельное право, информационное право, конституционное право, корпоративное право, международное право, налоговое право, наследственное право, семейное право, таможенное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, хозяйственное право и процесс, аграрное право.
На местном уровне управления так же широко используется общественное обсуждение для учета мнения граждан и организаций по ряду вопросов.
Справочно:
При принятии решений об изменении или установлении границ населенных пунктов нормотворческий орган руководствуется Положением о порядке учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства РБ, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 6 июля 2012 г. № 623; при утверждении градостроительных проектов – Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 1 июня 2011 г. № 687; при присвоении наименований физико-географическим объектам, административно-территориальным единицам, территориальным единицам, являющимся населенными пунктами, районами городов, составными частями населенных пунктов и их переименовании, руководствуются Законом РБ от 16 ноября 2010 г. № 190-З «О наименованиях географических объектов».
Для выяснения мнения граждан при решении вопросов административно-территориального устройства исполнительные комитеты публикуют в средствах массовой информации (районные газеты) и размещают в сети Интернет (на официальных интернет страницах горрайисполкомов сайта Брестского облисполкома) извещение, которое содержит такую информацию, как:
– краткое изложение существа предложения и при необходимости его графическое отображение;
– разъяснение права граждан высказать мнение по вопросам административно-территориального устройства в течение одного месяца с даты опубликования извещения;
– адрес, по которому принимаются мнения граждан по данным вопросам в письменной форме, и адрес электронной почты, официального сайта местного исполнительного комитета в сети Интернет, по которым данные мнения принимаются в электронной форме.
Поступившие мнения граждан регистрируются и рассматриваются исполнительными комитетами.
Далее, по истечении срока исполнительным комитетом в течение 15 рабочих дней готовится и публикуется в средствах массовой информации, а также размещается в сети Интернет справка, в которой отражаются количество и анализ поступивших мнений граждан, а также выводы о наличии или об отсутствии необходимости корректировки предложения по вопросам административно-территориального устройства либо о нецелесообразности реализации указанного предложения.
При этом стоит отметить, что законодательством не предусмотрено единого механизма, определяющего порядок анализа и учета замечаний и предложений, поступающих в ходе проведения общественного обсуждения проектов решений. На практике данная работа осуществляется структурными подразделениями, осуществляющими подготовку решений.
Справочно:
По решениям об установлении или изменении границ населенных пунктов Нормотворческими органами Брестской области было проведено изучение мнения граждан по 29 проектам нормативных правовых актов. Проводило его 14 районов. В 13 районах (Пинский, Пружанский, Ивацевичский, Малоритский, Барановичский, Брестский, Ивановский, Березовский, Каменецкий, Столинский, Дрогичинский, Лунинецкий, Кобринский, Жабинковский районы) предложений граждан не поступило.
Только в одном районе (в Ивацевичском) мнение в отношении упразднения сельсоветов и изменения границ сельских населенных пунктов в письменной форме выразили 820 граждан, но ввиду того, что обоснованных аргументов со стороны жителей в поддержку предлагаемых ими изменений не поступило, в этой связи нормотворческим органом они приняты не были.
Стоит обратить внимание на то, что если законодательством прямо не предусмотрена процедура общественного обсуждения проекта НПА, то вынесение проекта на публичное обсуждение является правом государственного органа, а не его обязанностью.
Помимо предусмотренного непосредственного участия граждан в общественных обсуждениях стоит отметить практику общественных обсуждений через профессиональные сообщества, где обсуждение проектов актов проиводится с участием определенного круга лиц, осуществляющих профессиональную, образовательную, научную или общественную деятельность в сфере регулирования общественных отношений обсуждаемого проекта НПА.
Так одним из способов соблюдения общественных интересов при принятии нормативных правовых актов является уведомление профсоюзов в соответствии с частью четвертой статьи 6 Законом «О профессиональных союзах». Данной нормой предусмотрено, что нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
На практике в Брестской области с целью максимального учета интересов граждан такое уведомление осуществляется путем согласования (обсуждения при необходимости) проектов НПА с профсоюзами.
Справочно:
к основным актам, подлежащим согласованию относятся решения: Об ограничениях и запретах на территории лесного фонда; Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии; Об ограничении времени продажи алкогольных напитков; О мерах по обеспечению безопасности граждан; Об определении нормативов субсидирования; Об установлении брони нанимателям; Об определении перечней объектов и видов выполняемых общественных работ; Об определении территорий, в пределах которых запрещено содержание свиней; О массовых мероприятиях; Об установлении коэффициентов качества среды; Об ограничительных мероприятиях и т.д.
Таким образом, районные и городские исполнительные комитеты и Советы депутатов достаточно активно используют различные формы участия граждан для решения местных вопросов и задач, входящих в их компетенцию, нормативного характера и то, что по результатам согласования по всем проектам, как правило положительные заключения и согласования без замечаний и предложений, свидетельствует о качественной предварительной проработке проектов НПА разработчиками, знании общественных потребностей в регионе.