ЕДИ - 18 ноября 2021г. Республиканская тема: "Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе"

В условиях глобальной информатизации общества и возрастающей скорости протекания всех социальных процессов, основная роль в формировании ценностных ориентаций личности и общества, сохранении исторической памяти переходит к медиакультуре, СМИ.

Сегодня в информационном пространстве наиболее активно развиваются новые медиа – мультимедийные многоканальные персонализированные интернет-ресурсы. Интернет давно стал одним из основных источников получения новостей и пространством для общения.
На совещании с руководителями ведущих государственных СМИ 11 февраля 2020 г. Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Сегодня Интернет уже не просто дышит в спину государственной прессе, но и по некоторым позициям вырывается вперед, а Telegram-каналы, блоги, социальные сети по влиянию как минимум сравнялись с традиционными СМИ. Молодежь в основном там. Мобильный телефон с выходом в Интернет в распоряжении всех желающих: от ребенка до пожилого человека. И эти материалы им доступны в любое время суток. Нашим СМИ в Интернете надо работать масштабнее, эффективнее».
Так, по данным компаний «We Are Social» и «Hootsuite», отраженным в отчете о состоянии цифровой сферы «Global Digital», в январе 2021 г. во всем мире Интернетом пользовались 4,66 миллиарда человек. Таким образом, уровень проникновения Интернета в мире составляет 59,5%: доступ к нему есть более чем у половины населения земного шара.
В Беларуси уровень проникновения гораздо выше – более 85% жителей нашей страны являются пользователями Интернета.
Социальные медиа (соцсети и мессенджеры) являются одним из наиболее популярных интернет-ресурсов. В мире насчитывается 4,2 миллиарда их пользователей (53,6% мирового населения). В среднем каждый день в течение 2020 г. в социальных медиа создавалось более 1,3 миллиона новых аккаунтов, что составляет примерно 15,5 новых пользователей в секунду. Таким образом, с каждым годом все больше интернет-пользователей получают информацию, материалы СМИ через соцсети и мессенджеры.
Рядовой пользователь социальных медиа сейчас проводит на этих платформах 2 часа 25 минут каждый день, что соответствует примерно одному дню в неделю за вычетом времени на сон.
В Беларуси, согласно данным отчета «Digital 2021» и внутренней статистике интернет-платформ, значительная доля трафика белорусов также приходится на мессенджеры и соцсети.
Интернет позволяет получить быстрый доступ к различного рода информации, быть в курсе последних новостей, оперативно делиться ими со своим окружением. Вместе с тем, качество информации в Интернете не всегда однозначно. Так, нередко в Сети можно встретить непроверенные, а иногда – и целенаправленно искаженные сведения, «фейки». Информационная агрессия на глобальном и национальном уровнях перестает быть редкостью, становясь центральным звеном гибридных войн.
Поэтому очевидно, что сегодня именно контент национальных СМИ и интернет-ресурсов, уровень медиакультуры населения, становятся одними из ключевых факторов, которые обуславливают характер протекания различных социальных процессов в нашей стране. В этой связи Президент РБ А.Г.Лукашенко на встрече с политическим активом страны 16 сентября 2020г. сделал акцент на том, что «СМИ должны быть проводниками государственной идеологии, а журналисты – самой государственной категорией специалистов».
Медиапотребление в современном белорусском обществе
Сегодня информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. СМИ, которые эту информацию распространяют, уже давно неформально называют «четвертой властью» ввиду неоспоримости оказываемого ими большого влияния на настроения общества. В связи с этим очень важно понимание места новых технологий в медиапотреблении, осмысление того, какие СМИ используются гражданами, каково их качество и разнообразие.
Справочно. Медиапотребление – это количественная и качественная оценка медиа-каналов (информационных или развлекательных СМИ), используемых одним человеком или группой людей. В широком смысле сюда относятся чтение газет и журналов, просмотр телепрограмм и прослушивание радио, интернет-активность.
Современная белорусская аудитория имеет доступ к различным медиа и платформам (телевидение, радио, газеты в онлайн-среде, мобильные приложения, сайты разных СМИ и др.). Медийное поле РБ насыщенное и разнообразное. Так, на 1 ноября 2021 г. в Министерстве информации зарегистрировано 1608 печатных СМИ; 261 телерадиовещательное СМИ; 9 информационных агентств; 37 сетевых изданий. При этом большинство из них (1275) – негосударственные (1180 печатных СМИ; 81 – телерадиовещательное; 7 информационных агентств и 7 сетевых изданий).
Информационное пространство нашей страны открыто, несмотря на то, что в этом есть определенные риски: в Беларуси распространяются порядка трех тысяч зарубежных СМИ, большинство – русскоязычных.
Продолжает развиваться Байнет (белорусская часть сети Интернет). Летом 2021 г. в реестре национальной зоны находилось 149 423 домена .BY и .БЕЛ, а за первую половину текущего года в зонах .BY и .БЕЛ было зарегистрировано 1 454 тыс. доменов, или около 87 имен в сутки.
Влияние Интернета на жизнь белорусов колоссально. По данным Национального статистического комитета РБ за 2020 г., 85,1% населения в возрасте 6–72 года имеет доступ к Интернету, 71,3% населения выходят в Сеть ежедневно.
Помимо просмотра фильмов, поиска информации и чтения новостей, белорусы активно используют социальные сети и мессенджеры. Это приводит к тому, что они становятся полноценными коммуникационными центрами. Наиболее популярными мессенджерами у белорусов являются Viber – 87%, Telegram – 56%, WhatsApp – 46%, Skype – 22%; социальными сетями: ВКонтакте – 3,8 млн пользователей, Instagram – 3,2 млн пользователей, Одноклассники – 2,8 млн пользователей, Facebook – 750 тыс. пользователей.
Процесс обмена информацией в белорусском обществе характеризуется высокой оперативностью и интенсивностью. Активная и повсеместная информатизация позволяет рассматривать новые медиа в качестве влиятельных источников информации, оказывающих серьезное воздействие на формирование общественного мнения. При этом отмечается преобладающая роль социальных сетей и новостных сайтов как информационных источников.
Справочно. По результатам исследования, проведенного по заказу Министерства информации в 2020 г. Центром социологических и политических исследований БГУ, граждане Беларуси чаще всего обращаются к таким источникам информации, как социальные сети и телевидение (59,8% и 59,4% соответственно). Каждый второй респондент читает информационные и новостные сайты (49,4%), каждый третий использует мессенджеры (34,4%).
Важным показателем в оценке медиапотребления является первоочередность выбора источника информации в течение дня. Как показывают результаты выше обозначенного исследования, жители регионов Беларуси начинают свой информационный день преимущественно с просмотра телепередач (35,1%) или посещения социальных сетей (33,7%). На третьем месте с существенным отставанием находятся информационные и новостные сайты (14,1%).
Таким образом, доступность Интернета широкой аудитории вывела глобальную сеть в разряд ведущих источников информации. Реалии таковы, что виртуальная среда сегодня стала мощнейшим фактором влияния на население и государство в целом. Как следствие – стремительное развитие данного сегмента медиасреды требует серьезного подхода к решению возникающих в нем проблем.
Правовые основы государственной информационной политики в РБ
Растущая роль СМИ (особенно интернет-СМИ) в социальных процессах вызывает необходимость в проведении системной государственной информационной политики, в основе которой лежит фундаментальное право человека на информацию, закрепленное Конституцией.
Главным механизмом государственной информационной политики выступает правовое регулирование деятельности СМИ. Государство стремится, с одной стороны, создать благоприятные условия для функционирования масс-медиа, с другой – соблюсти при этом интересы личности, общества и государства.
«Не умаляя преимуществ, возможностей и перспектив, которые открыл человеку информационный мир, мы должны обратить внимание и на его обратную сторону. На искусственную реальность, которая дала зеленый свет манипуляциям, обману, преступлениям, потворствует низменным инстинктам человека.
Постоянное присутствие человека в социальных сетях, на форумах, медиа-каналах формирует интернет-зависимость. Люди просто выпадают из реальной жизни и теряют элементарные коммуникативные навыки. Что еще хуже, они теряют способность к аналитическому мышлению, поскольку содержание и смысл происходящего вокруг формируют за них социальные сети, мессенджеры и поисковые алгоритмы.
Происходит это не бесконтрольно. Сознание людей – в руках крупнейших гигантов интернет-индустрии, услугами которых не брезгуют пользоваться спецслужбы отдельных государств», – заявил Президент РБ А.Г.Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании.
Защита национальных интересов в информационной сфере является одной из важнейших функций государства. В РБ до недавнего времени действовали одни из самых либеральных законодательных норм в области работы СМИ, защиты от распространения порочащих сведений и клеветы, защиты персональных данных и национальных интересов в сфере информационной безопасности.
Внешнее вмешательство во внутреннюю политику Беларуси заставляет внимательно посмотреть на законодательный опыт других стран и с учетом имеющейся специфики внедрить его в правовое поле Беларуси.
Справочно. В Германии в июне 2017 г. был принят закон «О защите прав пользователей в социальных сетях», направленный на цензуру онлайн-экстремизма. Он обязывает социальные сети, у которых больше двух миллионов пользователей в ФРГ, в течение 24 часов с момента получения жалобы удалять посты, содержащие призывы к ненависти и ложную информацию.
В апреле 2021 г. Европейский парламент принял закон, требующий от интернет-компаний «удалять или отключать доступ к контенту, помеченному как террористический» в течение одного часа после уведомления национальных властей.
В этой связи серьезным шагом в защите и развитии белорусского информационного пространства стал ряд новаций, значимых для сферы правоотношений в области массовой информации, предусмотренных в Законе РБ от 24.05.2021 № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».
Следует отметить, что многие изменения нацелены на регулирование правоотношений в интернет-пространстве. В частности, расширен перечень лиц, которые не вправе выступать в качестве учредителей СМИ. Это касается в том числе и владельцев интернет-ресурсов, в отношении которых приняты решения об ограничении доступа, а также физических и юридических лиц, ранее выступавших в качестве учредителей СМИ, выпуск которого прекращен по решению суда, а также физических и юридических лиц, ранее выступавших в качестве участников или собственников имущества организации, признанной экстремистской.
Также установлен ряд запретов в части создания и функционирования СМИ с иностранным участием. В частности, предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Теперь, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием.
Расширен перечень информации, распространение которой запрещено как в СМИ, так и на интернет-ресурсах.
Справочно. В этот перечень, в частности, входит: недостоверная информация; информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности; другая информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам РБ или запрещено законодательными актами.
Кроме того, введен запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведенных без получения необходимой аккредитации.
Под запрет подпадает не только размещение подобных материалов, но и гиперссылок на источники, в которых эти материалы содержатся.
Существенно изменен подход к правовому статусу журналиста СМИ. Так, в целях недопущения распространения «фейковых» новостей запрещено использование прав журналиста СМИ для фальсификации информации, а также распространения недостоверной информации под видом достоверных сведений.
Введена возможность лишения аккредитации журналиста СМИ, если им было совершено умышленное противоправное деяние в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Для оперативного пресечения распространения противоправной информации Министерство информации, наряду с судом, обладает полномочиями по принятию решения о прекращении выпуска СМИ (например, в случае вынесения двух и более письменных предупреждений юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ, либо учредителю СМИ, либо владельцу сетевого издания).
Кроме того, право на вынесение решений об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию предоставлено Генеральному прокурору, а также прокурорам областей и г.Минска в отношении интернет-ресурсов, сетевых изданий, посредством которых распространяется информация, направленная на пропаганду экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности, а также информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам РБ.
Случаи ограничения доступа к интернет-ресурсам и прекращения выпуска СМИ были дополнены таким основанием, как принятие Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере решения о наличии информационных сообщений, распространение которых способно нанести вред национальным интересам.
Закрепляется возможность ограничения доступа к копии интернет-ресурса, доступ к которому ранее был ограничен.
Справочно. С полным текстом Закона «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» можно ознакомиться по ссылке: https://pravo.by/upload/docs/op/H12100110_1621890000....
Также с целью оперативного противодействия пропаганде экстремизма и распространению экстремистских материалов, в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 23.04.2007 № 513 Министерство информации осуществляет ведение и опубликование республиканского списка экстремистских материалов (далее – республиканский список).
Справочно. К экстремистским материалам относится информационная продукция, используемая для вовлечения в экстремистскую деятельность, и ее пропаганда.
Республиканский список размещается на официальном сайте Министерства информации, а также публикуется в газете «Рэспублiка» и сетевом издании «zviazda.by».
Содержание информационной продукции, включенной в республиканский список, разглашению не подлежит.
Необходимо знать, что распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, влечет за собой административную ответственность.
Более того, в рамках реализации постановления Совета Министров № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» экстремистскими формированиями признаются в том числе телеграм-каналы, то возможным является применение уголовной ответственности к их участникам, т.е. подписчикам телеграм-каналов.
По данной статье создателям, организаторам и участникам экстремистских формирований грозит лишение свободы на срок до 7 (семи) лет.
Способы противодействия манипулятивным техникам в СМИ
Одним из принципиально значимых направлений в борьбе государства с различного рода манипуляциями в СМИ является предоставление населению объективной, беспристрастной информации о ситуации в стране и мире.
Президент РБ А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал необходимость активизации работы в Интернете, социальных сетях, создания качественной отечественной медиапродукции, усиления информационно-разъяснительной работы в СМИ, в противовес распространению недостоверной информации о Беларуси различными оппозиционными и западными новостными ресурсами.