Методическая работа
Анализ методической работы в учреждении образования
"Брестский государственный колледж транспорта и сервиса" в 2022/2023 учебном году
Методическая сеть колледжа транспорта и сервиса организована исходя из задач и проблем, стоящих перед учреждением образования и диагностики педагогических кадров. Методической темой колледжа в 2022/2023 учебном году являлась «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников посредством овладения и применения современных методов обучения и образовательных технологий в системе профессионального образования».
При планировании методической работы колледжа педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые способствовали реализации программы развития учреждения. План работы методической службы был интегрирован в годовой план работы колледжа. В структуре сохранена ведущая роль педагогического совета.
В 2022/2023 учебном году на заседаниях совета учреждения образования рассмотрены следующие вопросы: "Анализ профориентационной работы за 2022/2023 учебный год и задачи на 2023/2024 учебный год", "Анализ комплектования групп нового набора и выполнение контрольных цифр приёма в 2022 году", "Анализ трудоустройства выпускников 2022 года и работа по формированию заказчиками кадров заявок на целевую подготовку учащихся", "О возмещении расходов обязанными лицами в доход бюджета согласно требованиям Декрета Президента Республики Беларусь", анализ работы педагогического коллектива в области государственной молодежной политики (результаты мониторинга страниц учащихся в социальных сетях) и др.
Вторым рабочим органом методической работы колледжа являются цикловые комиссии, которые призваны помогать педагогическим работникам овладеть новыми, более совершенными методами и приемами обучения учащихся, опытом работы лучших педагогов, систематически вести знакомство с педагогической и научно-популярной литературой, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, способствовать вооружению учащихся глубокими знаниями, прочными навыками и умениями. С этой целью колледже сформировано и работает 4 цикловые комиссии, 1 методическое объединение кураторов и школа молодого и вновь прибывшего специалиста:
1. преподавателей учебных предметов естественно-математического цикла (председатель – Грибинник Е.С.);
2. преподавателей гуманитарных и общественных учебных предметов (председатель – Шумицкая В.Ю.);
3. мастеров производственного обучения и преподавателей учебных предметов специального цикла по специальностям: «Обслуживание перевозок на железнодорожном транспорте», «Эксплуатация и ремонт подвижного состава железнодорожного транспорта»; «Домашнее (гостиничное) хозяйство» (председатель Якуценя И.П. и заканчивала работу данной комиссии Коренкович Н. В.);
4. мастеров производственного обучения и преподавателей учебных предметов по специальностям: «Техническая эксплуатация электрооборудования»; «Техническая эксплуатация электрооборудования машин и механизмов»; «Эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава железнодорожного транспорта» (председатель Серко Т.П. и завершала работу комиссии Кулик Т. С.).
Работали методическое объединение кураторов (председатель – Богатеева Е.В.) и школа молодого специалиста "Наша надежда" Справочно: (преподаватели учебных предметов общеобразовательного компонента:
председатель учебного предмета "Иностранный язык" – Рончинская А Е.
Члены комиссии: Михалевич Т. А.;
председатель учебного предмета "Физика": Грибинник Е. С.
Члены комиссии: Черных Е. С.
председатель по специальности: «Эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава железнодорожного транспорта» - Скакун С. А.
Члены комиссии: мастер п/о Грибинник В. П.)
Основные направления деятельности каждой из цикловых комиссий:
· изучение и разработка учебно-планирующей документации по новым стандартам;
· повышение качества учебно-производственной и воспитательной работы;
· повышение педагогической квалификации педагогических работников;
. организация работы по разработке ЭУМК;
. организация работы по деятельности ведущего учреждения образования по теме: "Научно-методическое обеспечение ПТО по квалификации Проводник пассажирского вагона 5 разряда 2022-2025 годы.
Цикловые комиссии организуют изучение и использование документов вышестоящих органов профессионального образования по вопросам содержания, организации и совершенствования образовательного процесса (задача цикловой комиссии - довести до всех педагогических работников колледжа содержание новых документов и обеспечить их детальное изучение и реализацию), а также обсуждают и ведут разработку необходимой учебно-планирующей документации. По каждой профессии разработана, рассмотрена и утверждена следующая учебно-методическая документация:
· рабочие учебные программы,
· календарно -тематическое планирование,
· перечень учебно-производственных и лабораторно-практических работ,
· инструкционные карты,
· тестовые контролирующие задания,
· тексты срезов контрольных работ,
· детальные программы производственной практики,
· экзаменационный материал,
· тематика выпускных квалификационных работ,
· методические указания для выполнения квалификационных работ.
Цикловые комиссии ведут работу по анализу применения действующих учебных планов и программ. К ним привлекаются наиболее опытные преподаватели и мастера, результаты обсуждаются на методических комиссиях. С этой целью и были созданы в колледже совместные цикловые комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения.
Важнейшим направлением деятельности цикловых комиссий является работа по комплексно - методическому обеспечению образовательного процесса. Такая работа ведётся планомерно и отражается в планах работы кабинетов и мастерских, а также в паспортах кабинетов, в которых имеются сведения о наличии необходимой планирующей документации.
Проанализировав работу цикловых комиссий, следует отметить, что все они продолжали работать над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно велась работа по освоению педагогами современных методик и технологий обучения и воспитания. Большое внимание уделялось формированию у обучающихся навыков творческой деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Высшим коллективным органом методической работы в колледже является педагогический совет, основная задача которого объединение усилий педагогического коллектива, направленных на повышение качества профессионального обучения и воспитания обучающихся. На педагогических советах рассматриваются методические вопросы, способствующие развитию творческого потенциала педагогов, их профессионального мастерства, рост уровня образования. Так, в 2022/2023 учебном году были рассмотрены следующие вопросы: «Психолого-педагогическая характеристика обучающихся нового набора» (проводится ежегодно), результаты мониторинга навыков здорового образа жизни и безопасного поведения обучающихся;
- анализ работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2022 году;
- статистический анализ состояния правонарушений и преступлений среди учащихся за 2022 год в сравнении с 2021 годом;
- работа педагога-психолога и педагога социального с учащимися с девиантным поведением;
- работа общественных воспитателей и кураторов с подопечными. Организация работы по исполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11. 2006 г. № 18 по итогам 2022 года.
- работа СППС с сиротами и оставшимися без попечения родителей; постинтернатное сопровождение;
- анализ работы педагогического коллектива в области государственной молодежной политики (результаты мониторинга страниц учащихся в социальных сетях) и др. На заседаниях педагогических советов также рассматриваются вопросы о допуске обучающихся к переводным и выпускным экзаменам, итоги полугодия и года, учебно-воспитательная работа, профилактическая работа с трудными подростками, охрана труда и здоровья в колледже, повышение качества образования, комплексно-методическое обеспечение учебного процесса и т др.
Центральное место в методической работе занимает анализ качества знаний и уровень усвоения материала. С этой целью в колледже 2 раза в год проводится внутренний контроль, который ведётся по трём направлениям:
· качество знаний и профессиональная подготовка обучающихся;
· рейтинг и квалификация педагогических работников;
· учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Предметная неделя (неделя цикловой комиссии) — одна из форм работы цикловой комиссии, отражающая целенаправленную, коллективную, индивидуальную, практическую деятельность преподавателей, направленную на повышение качества обучения.
С целью повышения профессиональной компетентности преподавателей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся в течение 2022/2023 учебного года проводились предметные недели: учебных предметов общеобразовательного модуля, приуроченная к Году исторической памяти и неделя специальных дисциплин «Мы-профессионалы», посвящённая Году мира и созидания. В данный период преподавателями учебных предметов были проведены: занятие предметного кружка «Предрождственское время в Беларуси и Германии» (Кирилова Т. А.), Игра викторина «Моя дорогая страна, моя Беларусь» (Рончинская А. Е.), конкурс чтецов «Мои Купала и Колас», викторина «Слаўныя сыны Беларусі» (Шумицкая В. Ю., Ляшчук С. В.), Игра «Здоровый образ жизни: что, где, когда?», которую провели психолог Богатеева Е. В. и социальный педагог Золотарёва Е. В. Также прошли дни математики (Постоялко Т. В.), химии и биологии (Грибинник Е. С.), физической культуры и спорта (Рубашевский А. О.,) и др. мероприятия. Во время недели прошёл конкурс чтецов "Паэзія – радок чароўны". Проведён онлайн-челлендж "Берасцейшчына ў маёй душы". С целью создания особой развивающей, профессионально-ориентированной среды, повышения интереса обучающихся к изучению избранных профессий, совершенствования профессиональных навыков и компетенций, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их познавательной активности, поднятия престижа профессий колледжа была проведена неделя специальных предметов и профессий. В предметно – профессиональной неделе приняли участие преподаватели, мастера и обучающиеся по профессиям: «Электромеханик по лифтам» (Сидоркевич Н.О. и Балаболова О.Л.), «Проводник пассажирского вагона» (Красичкова Е. М.), «Осмотрщик-ремонтник вагонов» (Серко Т.П., Коренкович Н.В.,Трофимук И.П., Кулик Т.С.), «Кассир билетный» (Бычук М.П., Скибина Н.Н.), «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (Балаболова О.Л., Сидоркевич Н.О., Кулик Т.С.), «Горничная» (Городник Е.Т., Скибина Н.Н., Якуценя И.П.), «Помощник машиниста тепловоза; слесарь по ремонту подвижного состава» (Скакун С.А., Резанко Д.Д., Грибинник В.П.). В план недели были включены: открытые учебные занятия, внеучебные мероприятия (конкурсы, викторины, круглые столы, экскурсии и т. д.), профориентационная работа.
Проведение недель способствуют повышению качества обучения, профессиональной подготовки, развитию познавательной активности, творческих способностей, дали возможность показать совместную деятельность преподавателей и обучающихся.
Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. В колледже самообразование основывается на Положении о самообразовательной деятельности педагога и контроле за самообразовательной работой педагогов.
Отчеты педагогов по самообразованию заслушивались на заседаниях педагогического совета и производственных совещаниях колледжа. Свою работу по теме: «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетентности» представили Сидоркевич Н. О., мастер п/о и Коренкович Н. В., преподаватель спецпредметов. На педагогическом совете был заслушан опыт работы мастера производственного обучения Трофимук И. П. "Творчество – путь к самообразованию" и отчёт из опыта работы куратора группы Руденко Н. Н. по теме: "Воспитание компетентного, социально и профессионально мобильного специалиста с развитой профессиональной мотивацией".
Ещё одной распространённой формой обмена опытом и повышения педагогического мастерства преподавателей и мастеров является взаимопосещение уроков. Итоги взаимопосещений обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий, где принимаются решения, как улучшить преподавание тех или иных предметов и профессий, какой опыт следует внедрять в широкую практику образовательного процесса.
Неотъемлемой составной частью методической работы в колледже является изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта. В уходящем учебном году обобщён опыт по теме: «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетентности» Шумицкой В. Ю., преподавателя истории.
Вероника Юрьевна проводит серьёзную работу по изучению родного края. В 2022 году в областном конкурсе "Маленький уголок большой страны" исследовательская работа Шумицкой В. Ю. отмечена Дипломом 3 степени главного управления по образованию. В 15 Международной конференции "Успешен тот, кто творит" научно-исследовательская работа В. Ю. отмечена Дипломом участника.
Педагоги учреждения повышают свой профессиональный уровень через участие в районных, областных, республиканских выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях. В областном этапе Республиканского смотра инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений образования разработка и изготовление учебного макета по 9 проектам"ІТ- Дом" Серко Т. П. и Якуценя И. П. награждены дипломом 1 степени, за разработку и изготовление экспоната "Сварщик-робот" Марчук Л. Г. и Красичкова Е. М. отмечены дипломом 2 степени, дипломы 3 степени получили Сидоркевич Н. О. - за разработку и изготовление светодиодной панели "Пламя"; Грибинник В. П., Резанко Д. Д.- за разработку и изготовление экспоната "Пресс гидравлический матричный ПГМ – 3000, Марчук Л. Г. - за разработку и изготовление электрофицированного макета "Солнечная панель". По итогам заключительного этапа Республиканского конкурса "Техно-Ёлка" Дипломом 2-0й степени МО РБ награждена работа "Мистер и миссис Кроль" Учащихся 249 группы под руководством Мастера п/о Балаболовой О. Л. Также высокой наградой МО РБ Дипломом 3 степени награждены за за разработку и изготовление экспоната WI-FI ЛАМПА "ОГОНЬ" Кулик Т. С. и Трофимук И. П., мастера п\о и учащиеся гр. 244. По итогам областного фестиваля "АРТ-вакацыі - 2023" у нас завоёвано 11 дипломов разного уровня. В истёкшем году Резанко Д. Д. вместе с учащимся колледжа принял участие в областном конкурсе сварщиков.
Участие в предметных олимпиадах по учебным предметам - это итог работы педагогического коллектива с одаренными и талантливыми учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Традиционно в 2022/2023 учебном году учащиеся колледжа принимали участие во втором этапе Республиканских олимпиад по учебным предметам.
Особое место в работе методической службы занимает повышение квалификации и педагогического мастерства педагогических работников. Педагоги колледжа систематически повышают свой профессионализм на курсах повышения квалификации. В 2022/2023 учебном году повышение квалификации прошли 3 человека и 2 мастера п/о учатся в РИПО на переподготовке по специальности «Профессиональное обучение с присвоением квалификации «Преподаватель в соответствии с квалификацией по основному образованию, 1 уже в следующем учебном году заканчивает обучение.
На протяжении 3-ёх лет колледж осуществлял инновационную деятельность республиканского инновационного проекта по теме: «Внедрение модели формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся УПТ и ССО во внеучебной деятельности». В 2023 году в учреждении образования «Брестский государственный колледж транспорта и сервиса» закончена реализация данного инновационного проекта, подведены итоги, подготовлен отчёт и сдан в учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования».
Вместе с тем, следует отметить, что колледж продолжает оставаться ведущим учреждением образования по теме: «Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования по квалификации 3-36 01 51-53 Проводник пассажирского вагона 5 разряда». За данный период по теме созданы: обучающее видео по производственному обучению «Экипировка, приёмка, подготовка пассажирских вагонов в рейс - Бычук М. П., мастер п/о, создано мультимедийная презентация по теме: «Правила перевозки ручной клади и багажа» - Коренкович Н. В., преподаватель спецпредметов, к декабрю запланировано создание учебно-методического пособия для учащихся по теме: «Действия проводника при приёмке вагона» - Лоншакова О. О., мастер п/о.
Выводы: методическая работа в учреждении образования является составной частью единой системы непрерывного образования педагогических кадров. Проанализировав работу методических формирований, делаем вывод, что методическая тема колледжа и вытекающие из нее темы методических формирований соответствуют основным задачам, стоящим перед педагогическим коллективом. За время существования учреждения образования накоплен хороший педагогический, методический, профессиональный опыт. Педагогический коллектив составляют опытные педагоги с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.
Рекомендации:
1.Продолжить работу по созданию ЭУМК учебных предметов и профессий.
2.Активизировать работу с высокомотивированными учащимися с целью результативности их участия в олимпиадах по учебным предметам общеобразовательного компонента.
3.Педагогам шире применять новые педагогические технологии, нетрадиционные формы уроков.
4.Активнее принимать участие в творческих конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.