ЕДИ - 21 апреля 2022 года. Республиканская тема: Основные экономические достижения первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского Народного собрания.

Основные экономические достижения
первого года пятилетки в контексте решений VI Всебелорусского народного собрания

Материалы подготовлены

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Министерства экономики Республики Беларусь, материалов БелТА и «СБ. Беларусь сегодня»

Программа социально-экономического развития республики на 2021–2025 годы принята и реализуется на основе решений шестого Всебелорусского народного собрания.

Именно она увязывает стратегию и тактику действий государства, обеспечивает мобилизацию ресурсов на достижение важнейших приоритетов развития. Программа на пятилетку широко обсуждалась народом, его представителями при подготовке Всебелорусского народного собрания и непосредственно на народном вече. Можно со всей уверенностью утверждать, что во всех отношениях это наш главный программный документ.

Первый год пятилетки – 2021 г. – пришелся на очень непростой период: нестабильность на внешнем контуре, санкционное давление, пандемия и другие неблагоприятные факторы. Однако, несмотря ни на что, белорусская экономика выстояла. Во многом благодаря эффективно применяемым руководством страны инструментам экономической политики белорусы не ощутили на себе этих потрясений. Как результат, благосостояние белорусских граждан продолжало расти: люди зарабатывали деньги, отдыхали, строили семьи, уверенно смотрели в будущее – как это и было последние 5, 10, 15 лет назад. В этом и заключается принципиальный момент эффективности работы власти и экономики.

Цифры тому свидетельство. За год денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 2% (при прогнозе 1,6%), темп роста производительности труда составил 103,2% (при прогнозе 101,9%), производство промышленной продукции выросло на 6,5% (при прогнозе – 3%), ВВП увеличился на 2,3% (при прогнозе – 1,8%).

В 2021 г. сформировано рекордное положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами – 3,8 млрд долларов США, или 5,5% к ВВП, при росте экспорта товаров и услуг на 32,5%. Рост экспортных поставок обеспечен по всем товарным позициям.

С опережением выполнены обязательства по строительству жилья. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 4 387,3 тыс. кв. метров общей площади (109,7% к годовому плану).

Из 11 основных прогнозных показателей социально-экономического развития с превышением выполнены 7. Не достигнуты:

планируемые объемы производства в сельском хозяйстве, которые оказались ниже уровня прошлого года (темп роста валовой добавленной стоимости 95,2% при прогнозе 102,6%), что обусловлено засухой в июле 2021 г. и эпизоотической ситуацией в свиноводстве и птицеводстве;

планируемые темпы роста строительно-монтажных работ (87,8% при прогнозе 102%), отставание которых от прогноза объясняется снижением объемов финансирования капитальных вложений за счет бюджетных и собственных средств организаций, а также в целом замедлением инвестиционной активности в стране в условиях санкционного давления;

цели по инвестициям в основной капитал, темпы которых замедлились до 94,4% к уровню 2020 г. (при прогнозе 102%), что обусловлено 1) снижением бюджетных расходов по капитальным вложениям в связи с сокращением финансирования инфраструктурных проектов; 2) смещением сроков начала реализации крупнейших инвестиционных проектов в связи с неопределенностью по источникам финансирования; 3) освоением основных объемов инвестиций по крупным инвестпроектам в предыдущие годы;

прогнозируемое значение индекса потребительских цен (потребительские цены выросли на 9,97% при прогнозе 5%); ключевым фактором превышения прогнозного задания стала импортируемая инфляция (удорожание импортных товаров, сырья, материалов и комплектующих), которая по оценке обусловила дополнительный прирост цен в размере 4–5%.

Следовательно, невыполнение отдельных целевых параметров связано с объективными причинами, влиянием внешних факторов, дефицитом источников финансирования, негативным влиянием пандемии и санкционным давлением.

Исторически у Беларуси сложился имидж социального государства, государства для народа. Об этом говорил Глава государства А.Г.Лукашенко, выступая на шестом Всебелорусском народном собрании: «Мы сделали интересы белорусов приоритетом нашей экономической политики. Социальное государство – это наш неизменный национальный бренд». Программа социально-экономического развития страны на 2021–2025 годы направлена на сохранение и укрепление этих позиций, и уже в первый год ее реализации достигнут ряд успехов.

Основные итоги развития промышленного комплекса

Промышленность Беларуси объединяет более 200 предприятий. В производственной линейке – десятки тысяч наименований продукции: от микросхем и клапанов сердца до самых больших в мире самосвалов. У большинства наших заводов богатейшая история, они давно стали национальными брендами и широко известны далеко за пределами республики. Несмотря на непростые условия, в первый год пятилетки промышленный сектор показал устойчивый рост.

По итогам 2021 г. промышленность сформировала основной положительный вклад в ВВП (1,6 п.п.). Индекс промышленного производства (являющийся одним из главных индикаторов состояния экономики страны и измеряющий выпуск продукции в промышленности и добывающих отраслях) составил 106,5%.

За прошлый год объем производства увеличился на 15%, экспорта – на 35,5%.

При этом стоимость запасов готовой продукции на 1 января 2022 г. составила 5446,1 млн рублей, или 52,7% к среднемесячному объему производства. Это самый низкий уровень запасов на указанную дату за последнее десятилетие.

Таким образом, результаты работы промышленности свидетельствуют о сохранении высоких темпов роста объемов производства и продаж продукции при относительно низком уровне ее нереализованных запасов.

В 2021 г. в Беларуси проводилась активная работа по модернизации и созданию новых производств, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции практически во всех сферах.

Так, в производстве транспортных средств:

продолжается выпуск и успешная локализация автокомпонентов для автомобилей СЗАО «БЕЛДЖИ», степень которой уже превышает 50% (то есть более половины запчастей производится на территории ЕАЭС);

в ОАО «МАЗ» созданы мощности по выпуску 300 единиц пассажирского электротранспорта в год, в ОАО «Белкоммунмаш» – 600 единиц, в том числе в комплекте со стационарными зарядными станциями собственного производства. Освоено производство городских низкопольных автобусов третьего поколения и электробусов.

В целом, в Беларуси активно развивается новая отрасль машиностроения – электротранспорт. В частности, утверждена Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 гг. (далее – Комплексная программа)

Справочно.

По итогам реализации мероприятий Комплексной программы, в прошлом году «БКМ Холдинг» произвел 110 электробусов, Минский автозавод – 85. Транспортными организациями республики закуплено 173 электробуса (из них 155 – с динамической зарядкой) и 8 троллейбусов. На экспорт поставлено 208 троллейбусов, 22 электробуса и 5 трамваев. Всего, с учетом экспорта, произведено и поставлено 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта.

Также успешные результаты получены в ходе выполнения разработок новых моделей техники. Так, «БЕЛАЗ» изготовил образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 т (на аккумуляторных батареях) и 220 т (дизель-троллейвозного типа). На Минском автозаводе презентовали электрический грузовик МАЗ-4381ЕЕ, который предназначен для перевозки грузов до 4,5 т на расстояние до 200 км без подзарядки (на городских и пригородных маршрутах).

В прошлом году «БЕЛДЖИ» завершил сертификацию легкового электромобиля Geely Geometria C. Белорусские специалисты собрали первую партию из 50 электромобилей, которые адаптированы к климатическим условиям республики.

Кроме этого, ОАО «Витязь» организовало производство зарядных станций переменного и постоянного тока. Станции постоянного тока (быстрой зарядки) закупает «Белоруснефть» для развития зарядной инфраструктуры в стране, а станции переменного тока акционерное общество реализует владельцам электромобилей для установки в местах стоянки (гаражах).

В рамках развития области биоиндустрии и фармацевтики:

реализовывался ряд инвестиционных проектов по производству современных противоопухолевых лекарственных средств, созданию новых производств твердых лекарственных форм и лекарственных средств в форме глазных капель, реконструкции и модернизации ряда производственных цехов и участков;

получен прототип белорусской вакцины против COVID-19.

В химическом производстве:

введено в эксплуатацию Петриковское рудоуправление ОАО «Беларуськалия», которое после выхода на проектную мощность будет производить 1,5 млн т калийных удобрений в год;

в ОАО «Белшина» освоен выпуск новых моделей шин под брендом «Forcerra Industry» для эксплуатации на самосвалах, погрузчиках и бульдозерах;

в ОАО «Гродно Азот» реализуется проект «Строительство азотного комплекса», направленный на полное обеспечение республики азотными удобрениями и сохранение экспортного потенциала предприятия;

в ОАО «Нафтан» приступили к реализации проекта «Строительство новой этилен-пропиленовой установки на заводе «Полимир». С его помощью путем внедрения нового высокотехнологичного оборудования, соответствующего современным требованиям промышленной и экологической безопасности, удастся сохранить темпы производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой заводом продукции за счет сокращения удельных затрат на ее производство.

В легкой промышленности реализуется ряд инвестиционных проектов, в том числе на предприятиях ОАО «Полесье», ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», ОАО «Гронитекс», СООО «Белвест» – по внедрению инновационных технологий в производстве новых пряж, волокон, тканеподобных трикотажных изделий и обуви.

В производстве строительных материалов:

ОАО «Белмедстекло» реализован проект по выпуску медицинского стекла;

ОАО «Гродненский стеклозавод» реализует инвестиционный проект по выпуску стеклотары.

Также в 2021 г. обеспечено надежное снабжение потребителей энергоресурсами в востребованных объемах. Проведена работа по повышению энергоэффективности и энергетической самостоятельности страны. 10 июня 2021 г. введен в эксплуатацию первый энергоблок Белорусской АЭС. В настоящее время он работает на номинальной мощности, что позволило заместить порядка 1,6 млрд. куб. м природного газа. Ввод второго энергоблока Белорусской АЭС в промышленную эксплуатацию запланирован в 1 полугодии 2022 г.

Также за 2021 г. выполнено строительство (реконструкция) более 1760 км электрических сетей различных классов напряжения, осуществлена замена более 230 км тепловых сетей, газоснабжающими организациями введено в эксплуатацию порядка 1,1 тыс. км газопроводов различных категорий, газифицировано природным газом более 21 тыс. квартир, переведено со сжиженного на природный газ порядка 6,1 тыс. квартир.

В целом, как отмечается в Министерстве промышленности Республики Беларусь, нет сомнений, что все поставленные на 2022 г. задачи будут выполнены. Такую уверенность вселяет успешное выполнение прогнозируемых показателей в первом квартале текущего года.

Рост экономического потенциала Республики Беларусь в сложнейших внешних условиях

Беларусь уже второй год живет в условиях санкционного давления коллективного Запада, однако экономика нашей страны успешно справляется с влиянием подобных ограничений. В 2022 г., когда стал очевиден беспрецедентный объем санкций, руководством страны делается все, чтобы противостоять необоснованному санкционному напору, адаптироваться к новым условиям, смягчить удар по экономике и минимизировать ущерб, который может затронуть людей.

Потребительский рынок

За развитием ситуации на потребительском рынке в Беларуси ведется постоянное наблюдение и контроль. Выступая на VI Всебелорусском народном собрании, А.Г.Лукашенко подчеркнул, что контроль за ценообразованием остается одним из приоритетов работы ряда госорганов. Сегодня, по объективным причинам, он усилен.

Справочно.

Принятые Правительством меры по сдерживанию роста цен, прежде всего на социально значимые товары, показали свою эффективность: хоть годовая инфляция и превысила прогнозный показатель, в результате ее удалось удержать на однозначном уровне (9,97%). Основным фактором ускорения роста цен стала «импортируемая» инфляция через рост цен импортных потребительских товаров, рост цен отечественных производителей, использующих импортные материалы и комплектующие, давление роста цен на мировом рынке продовольствия.

Прирост цен на социально значимые товары составил 9,1%. Цены на них сдерживались через ограничение рентабельности производителей и предельных максимальных оптовых и торговых надбавок.

С целью защиты уязвимых групп населения в Беларуси продлено государственное регулирование цен на социально значимые товары (принято соответствующее постановление, продлевающее государственное регулирование цен на социально значимые товары. Действие документа рассчитано до 29 июня 2022 г. включительно и вступило в силу с 1 апреля текущего года). Кроме того, с 17 торговыми сетями подписано Соглашение о предоставлении социально уязвимым категориям населения скидок на социально значимые товары продовольственной группы.

Сегодня, несмотря на внешние вызовы и угрозы, ситуация по товарному обеспечению и ценам на внутреннем потребительском рынке управляема, прогнозируема и стабильна. В том числе этому способствует рост числа розничных торговых объектов.

Справочно.

За 2021 г. количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, увеличилось на 2,8%, торговая площадь торговых объектов увеличилась на 4%.

Розничный товарооборот в 2021 г. увеличился на 1,6% к 2020 г. На изменение потребления, главным образом, оказала влияние положительная динамика денежных доходов населения.

Удельный вес продажи отечественных товаров в товарообороте организаций торговли составил 59,2%, в том числе продовольственных товаров – 76,6%, непродовольственных – 40,6%.

Продолжают внедряться новые формы обслуживания, расширяется номенклатура услуг общественного питания (организация питания по форме «шведского стола», доставка продукции общественного питания по заказу потребителей, обслуживание детских и иных мероприятий, открытие сезонных площадок), развивается организация выездного обслуживания.

Традиционно большое внимание уделяется открытию объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни, с целью ее популяризации и знакомства с кулинарными традициями региона.

Справочно.

По состоянию на 1 января 2022 г. количество объектов общественного питания, специализирующихся на белорусской кухне, составило 181 ед. на 15 738 мест.

Устойчивый рост доходов населения

Одна из главных задач для Беларуси – обеспечить устойчивый рост реальной заработной платы и иных доходов населения. По итогам 2021 г. реальный рост доходов населения составил 102%, при этом обеспечен рост всех видов доходов.

Принимались меры по увеличению заработной платы отдельных категорий работников. С 1 января 2021 г. установлены дополнительные стимулирующие выплаты воспитателям и помощникам воспитателей детских дошкольных учреждений, работникам учреждений социального обслуживания и культурно-просветительных учреждений.

Усовершенствован состав стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций (размер средств, направляемых на премирование, увеличен с 5 до 20% от суммы окладов работников в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда).

Установлен новый порядок определения размера минимальной заработной платы – не ниже 30% значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике, определенного в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год.

Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в 2021 г. составил 522,93 рубля (номинальный темп роста – 110,3%; реальный – 100,7%). Задача по 40% соотношению пенсии и зарплаты достигнута во всех областях, за исключением г. Минска и Минской области (с учетом более высокой средней зарплаты в столичном регионе).

С 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Введение новой программы расширит для граждан возможности сформировать дополнительные сбережения на старость.

Занятость населения

Обеспечение эффективной занятости населения – приоритет в социальной политике белорусского государства.

Несмотря на сложившуюся в мире обстановку в последние два года из-за распространения коронавируса, ситуацию на рынке труда Республики Беларусь удалось сохранить стабильной.

Справочно.

По данным Министерства экономики Республики Беларусь, общая численность населения, занятого в экономике страны в 2021 г., составила 99,1% к соответствующему периоду 2020 г.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте (по методологии Международной организации труда) составил 3,8% (при прогнозе 4,2–4,4%).

Продолжает выполняться поставленная государством задача – обеспечить каждого трудоспособного гражданина рабочим местом.

Справочно.

В 2021 г. на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии при содействии службы занятости на постоянную работу трудоустроено 108,4 тыс. человек, из них 42,9 тыс. безработных; направлено на обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, 3,7 тыс. человек; в оплачиваемых общественных работах при содействии службы занятости приняли участие 28,5 тыс. человек; на новое место жительства и работы переселено 108 семей безработных.

Не прекращается работа по расширению гибких (нестандартных) форм занятости: предусматривается расширение формы применениядистанционной работы как на постоянной основе, так и временно (не более шести месяцев в течение календарного года), а также комбинирование занятости (с чередованием дистанционной работы и работы по месту нахождения нанимателя).

Разрабатываются дополнительные меры для повышения занятости нуждающихся в трудоустройстве инвалидов.

Обеспечение высоких гарантий социальной защиты населения

Сегодня в Беларуси каждый трудоспособный человек имеет возможность работать и укреплять свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан предусмотрена помощь со стороны государства – система государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП). В рамках ГАСП оказывается материальная поддержка малообеспеченным гражданам, семьям, воспитывающим малолетних детей, инвалидам.

Справочно.

За 2021 г. получателями ГАСП стали 282,4 тыс. человек на сумму порядка 123 млн. рублей. Основными получателями традиционно являются многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (72,5% от общей численности получателей этих пособий).

Обеспечен 100% охват обратившихся и имеющих право на получение государственной социальной помощи граждан.

Большое внимание уделяется людям старшего возраста. Поддержка ветеранов войны и пострадавших от последствий войны граждан всегда была и остается одним из приоритетов государственной социальной политики. При этом она является системной и комплексной.

Справочно.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
21 июля 2021 г. № 281 «О выплате ежегодной материальной помощи отдельным категориям граждан ко Дню Победы» устанавливается дополнительная социальная поддержка в виде выплаты ежегодной материальной помощи ветеранам ВОВ и некоторым категориям граждан, пострадавшим от последствий войны, в связи с празднованием Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Размер материальной помощи, а также период ее выплаты ежегодно будут устанавливаться Правительством.

Сегодня в республике проживает около 14 тыс. человек, которым согласно Указу предусмотрена выплата материальной помощи, начиная с 2022 г. На эти цели запланировано порядка 11 млн рублей.

Сельское хозяйство

В условиях санкционного давления пристальное внимание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к сельскому хозяйству как никогда оправдано. На кону собственная продовольственная безопасность Беларуси. Об этом Президент Республики Беларусь заявил 22 марта на совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ. «Мы должны обеспечить всем необходимым белорусский народ. Свой мы, как и всегда, обеспечим отечественными продуктами. Ну и главное – создать стабилизационные фонды. У Беларуси есть для этого абсолютно все: пахотные земли, отечественные удобрения, селекционные семена, сельскохозяйственная техника (не просто в наличии, мы ее производим, весь шлейф), современные перерабатывающие заводы – самые лучшие, люди умеют работать», – подчеркнул белорусский лидер.

Как показывает статистика, уровень собственного сельскохозяйственного производства по основным видам продукции превышает потребности внутреннего рынка: по молоку – в 2,6 раза, мясу – в 1,4 раза, яйцу – в 1,3 раза, – что позволило обеспечить экспорт данной продукции в размере 16,7% от общего экспорта страны.

В сельскохозяйственных организациях обеспечена положительная динамика производства молока (101,1%), яиц (103,6%), крупного рогатого скота (100,7%).

В 2022 г., с учетом существующих вызовов, финансовая поддержка АПК как никогда обеспечена на высоком уровне. В 2021 г. практически в 1,5 раза к 2020 г. были увеличены расходы бюджетов всех уровней на сельское хозяйство. В 2022 г. они выросли еще на 10%.

Справочно.

Принимаемые меры в отрасли позволили уже в 2021 г. увеличить выручку от реализации продукции в сельскохозяйственных организациях на 15,1%, чистую прибыль – в 1,6 раза, рентабельность продаж до 6,2% (против 4,9% в 2020 г.). Число убыточных организаций сократилось на 38,3%, а сумма убытков таких организаций снизилась в 1,45 раза.

Взамен на оказываемую поддержку, в 2022 г. руководством страны поставлены высокие задачи по производству сельскохозяйственной продукции. Стоит цель собрать 9 млн т зерна, были повышены планы по сбору рапса, кукурузы, картофеля, производству молока, мяса – всех основных производственных категорий. Это все нацелено на достижение собственной безопасности и нет сомнений, что она будет обеспечена.

Лесное хозяйство

Наша страна славится своим лесами, занимающими около 40% ее территории. Сохранение и приумножение этого богатства – одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед государством.

Эффективность ведения лесного хозяйства в Беларуси основана на качественном воспроизводстве лесов.

Справочно.

В 2021 г. лесовосстановление и лесоразведение проведены на площади 48,98 тыс. га (123,4% от годового плана).

Лесные культуры селекционным посевным и посадочным материалами созданы на площади 23 475 га (135,4% от годового плана).

Задание по созданию постоянных лесосеменных плантаций в 2021 г. выполнено в полном объеме.

Глава государства постоянно обращает внимание на то, что к этому природному богатству, которое есть в Беларуси, необходимо относиться по-человечески: ценить, беречь и вовремя восстанавливать. «Лес – это ресурс, сырье для многого. Мы в последнее время многое сделали для того, чтобы использовать этот наш возобновляемый ресурс. У нас нет столько нефти, сколько, допустим, в России, нет природного газа. Поэтому у нас земля, лес и людские руки – это ресурс, который мы должны использовать рачительно. И, коль это наше богатство, надо прирастать лесом», подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 24 апреля 2020 г. в ходе обсуждения проекта указа «О ведении лесного хозяйства и реализации древесины».

Транспортный комплекс

Беларусь – транзитная страна. Поэтому в условиях сильнейшего санкционного давления коллективного Запада перед Республикой Беларусь стоит важнейшая задача – обеспечить нормальное функционирование транспортной отрасли.

Усилия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в течение 2021 г. были направлены на совершенствование условий функционирования транспорта, развитие его инфраструктуры, обеспечение целей устойчивого развития страны. Для этого реализовывались мероприятия госпрограмм «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси».

По итогам работы за 2021 г. основные показатели социально-экономического развития транспортного комплекса имеют положительную динамикуВыполнен ключевой показатель – экспорт транспортных услуг.

Справочно.

Доля международных перевозок в общем объеме грузооборота составляет порядка 76%, в пассажирообороте – 27%. В 2021 г. объем экспорта транспортных услуг был самым высоким в истории суверенной республики – 4,3 млрд. долл.

Объемы грузооборота увеличены всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного – 86%): железнодорожным (104,9%), автомобильным (102,8%), воздушным (121,6%) и водным транспортом (111,2%). Рост грузооборота достигнут в результате освоения новых направлений и выстраивания логистических цепочек.

Справочно.

За 2021 г. совокупный объем грузооборота транспорта составил 119 млрд. тонна-километров, перевезено 385 млн т грузов.

Показатель пассажирооборота за 2021 г. также имеет положительную динамику. Драйверами роста выступили железная дорога (120%) и авиация (161,2%), которыми обеспечена почти половина общего объема данного показателя. Этому способствовало возобновление международного пассажирского железнодорожного сообщения между Беларусью и Россией – рост в 3,4 раза.

В области государственного дорожного хозяйства в 2021 г. введено в эксплуатацию 31,8 км республиканских автомобильных дорог.

Справочно.

Также в 2021 г. завершена реконструкция гидроузла «Переруб» восточного склона Днепро-Бугского канала. Открыты участки автодорог: Р-53 Слобода – Новосады; Р-23 Минск-Микашевичи; Р-16 Тюхиничи – Высокое – граница Республики Польша (Песчатка), мост через р. Орлянка на М-7. Начато возведение автомобильной дороги «Юго-западный обход г. Могилева». Проводятся работы по реконструкции 13 мостовых сооружений.

В авиационной отрасли сформирована программа полетов на 2022 г., отвечающая реальному спросу, в том числе с учетом выполнения чартерной программы в летний период. В части грузовых авиаперевозок требуется организация регулярного авиасообщения с азиатским регионом путем привлечения крупнейших логистических операторов республики. Также заслуживает внимания завершение строительства нового Центра управления воздушным движением в Смолевичском районе. Кроме того, планируется придать новый виток развития Национальному аэропорту «Минск».

В 2021 г. Белорусская железная дорога (далее – БЖД) завершила электрификацию участка Жлобин – Калинковичи, что позволило довести долю электрифицированных участков ж/д путей до 25%, обновлен подвижной состав. В целях развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР БЖД реализуется пилотный проект по переходу на сквозной электронный формат транзитной накладной для перемещения грузов на маршруте Китай – Европа – Китай.

В сфере автомобильного транспорта продолжается работа над созданием условий для международных перевозок грузов и развитием рынка пассажирских перевозок.

В рамках первого направления реализуются мероприятия по созданию условий для расширения присутствия белорусских грузоперевозчиков на международном рынке транспортных услуг и, как следствие, повышения экспортного потенциала грузового автомобильного транспорта. По второму направлению работы можно отметить, что в 2021 г. транспортными организациями коммунальной формы собственности приобретено 437 автобусов, 163 троллейбусов, 18 электробусов (в 2020 году – 196 автобусов, 84 троллейбуса, 9 электробусов).

Приоритеты экономического развития Беларуси на предстоящие годы в условиях санкционного давления и пути его преодоления

Главная цель предстоящего пятилетия – обеспечение социальной стабильности в обществе и увеличение благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации. В основе этого – доходы, цены, занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.

Поставленная цель требует увеличения емкости внутреннего рынка, запуска нового инвестиционного цикла, улучшения деловой среды, снижения рисков и издержек инвесторов и бизнеса.

Приоритетами развития на текущую пятилетку в Программе социально-экономического развития на 2021–2025 годы определены:

счастливая семья – укрепление традиционных семейных ценностей, основанных на физическом и духовном благополучии человека, воспитании детей и молодежи, заботе о старшем поколении;

сильные регионы – комфортные и безопасные условия жизни и труда, развитая социальная инфраструктура, высокая мобильность, инвестиции в новые эффективные производства;

интеллектуальная страна – качественное и доступное образование, раскрытие личностного потенциала, развитие науки; создание образовательной системы нового типа, нацеленной на воспитание гражданина, формирование его навыков и компетенций, в полной мере отвечающих потребностям экономики;

государство-партнер – укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом.

Вместе с тем, принятый в 2022 г. в отношении нашей страны беспрецедентный пакет санкций и геополитическая ситуация резко ухудшили условия функционирования экономики. В этой связи фокус руководства страны несколько сместился на создание условий для повышения ее внутренней устойчивости, включая обеспечение макроэкономической стабильности.

С целью мониторинга ситуации в отраслях экономики при Правительстве создан Оперативно-ситуационный штаб. На ежедневных заседаниях Штаба при необходимости принимаются оперативные меры по решению проблемных вопросов.

Уже принят ряд нормативных правовых актов, которыми, в частности, предусматриваются дополнительные меры поддержки организаций реального сектора, субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих продукцию на экспорт или производящих импортозамещающую продукцию.

Кроме того, Правительству предоставлены дополнительные полномочия и широкий инструментарий реагирования на недружественные действия иностранных государств.

С учетом предложений регионов, бизнес-ассоциаций, отдельных предприятий формируется комплексный план поддержки экономики. Это своего рода «дорожная карта» по разработке госорганами нормативных правовых актов по 3 ключевым направлениям:

диверсификация и поддержка экспорта – в первую очередь, расширение кредитования экспортеров вне зависимости от рынка поставок белорусской продукции; снижение таможенных пошлин для импортных товаров, необходимых для производства на экспорт;

меры по выстраиванию новых транспортно-логистических цепочек для перенаправления экспортных потоков, предпринимаемые совместно с партнерами из дружественных государств;

стимулирование по всем возможным каналам импортозамещения – формируются перечни продукции, которую можно заместить, исходя из имеющегося потенциала, компетенций и промышленных мощностей.

Кроме того, план содержит меры, направленные на либерализацию условий хозяйственной деятельности, поддержку рынка труда, усиление социальной защиты работников и др.

Таким образом, принимаемые оперативные меры позволят не допустить значительного ухудшения финансового состояния реального сектора экономики, обеспечить в перспективе выполнение текущих обязательств субъектами хозяйствования, сохранить рабочие места и доходы населения в неблагоприятных экономических условиях.

***

В первый год пятилетки заложен фундамент для безусловного достижения важнейших параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.

Напряженная работа велась на протяжении всего прошлого года. Именно поэтому, несмотря на негативное воздействие внешних факторов, дефицит источников финансирования, неблагоприятное влияние пандемии и санкционное давление, в Беларуси сумели сохранить экономический рост и не допустить переноса большинства проблем на повседневную жизнь людей. «Какие бы ни были санкции, как бы на нас ни давили, что бы с нами ни пытались сделать, мы должны предпринимать такие меры, чтобы люди этих санкций не почувствовали. По крайней мере, чтобы эти санкции и меры извне не определяли жизнь людей. Запомните: это главное», – подчеркнул Президент Беларуси А.Г.Лукашенко 3 декабря 2021 г. на совещании по работе экономики в 2021 г. и проектах прогноза развития страны на 2022.