ЕДИ – октябрь 2021года

Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии - доступный способ повысить доход в пенсионном возрасте (республиканская тема)
Материалы подготовлены Академией управления при Президенте РБ на основе сведений Министерства труда и социальной защиты РБ, Министерства финансов РБ, материалов БелТА, «СБ. Беларусь сегодня»
В основе государственной политики Республики Беларусь – всегда человек. Социальная защита и поддержка белорусов старшего поколения в любых условиях, при любых обстоятельствах – важнейший приоритет.
«Социальное государство – это наш неизменный национальный бренд. Принцип равноправного, равномерного распределения благ до недавнего времени всецело подкреплялся запросом общества на опеку государства. Данная логика заложена в основу таких важнейших институтов, как солидарная пенсионная система, бесплатное для всех здравоохранение и образование, поддержка многодетных семей и иных категорий населения», – отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VI Всебелорусском народном собрании.
Усилия белорусского государства по обеспечению устойчивого роста пенсий, улучшению социальной среды постепенно меняют качество жизни пожилых граждан. Белорусские пенсионеры стали жить лучше. Если в 2000-е гг. средняя пенсия по возрасту была фактически на уровне прожиточного минимума пенсионера, то сегодня превышает этот бюджет в 2,4 раза. Пенсионеры выведены из категории малообеспеченных граждан. Доля получателей с размером пенсии ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера с 2011 г. составляет менее 1%.
За истекшее пятилетие – 2016–2020 гг. – пенсии в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли в 1,2 раза.
Пожилые белорусы стали жить дольше. За период с 2001 г. по 2019 г. ожидаемая продолжительность жизни граждан, достигших 65-летнего возраста, увеличилась в среднем на 2,3 года и составляет 13,02 лет у мужчин, 18,35 лет у женщин. Важно, что продолжительность жизни растет не только у женщин, но и у мужчин.
Справочно.
За 2001-2019 гг. продолжительность жизни увеличилась:
– у мужчин, достигших 65 лет, – с 11,35 до 13,02 лет (рост на 1,67 года);
– у женщин, достигших 65 лет, – с 15,57 до 18,35 лет (рост на 2,78 года);
– у обоих полов в данном возрасте – с 13,90 до 16,20 лет (рост на 2,3 года).
Меняются сами взгляды на потребности и образ жизни в пожилом возрасте. Сегодня при выходе на пенсию белорусы хотят не только уделять внимание родным и близким, но и сохранять активный стиль жизни: путешествовать, заниматься хобби, осваивать новые знания, использовать современные средства коммуникации.
Чтобы реализовать все желаемое, только государственной пенсии уже недостаточно. Нужно подключать дополнительные источники пенсионного дохода. Не дожидаясь пенсионного возраста каждый может определиться с собственной стратегией жизни – социально ответственной, ориентированной на будущее.
Государство гарантирует трудовую (солидарную) пенсию по возрасту. Именно эта пенсия выступает основным источником дохода пожилых граждан.
Справочно.
Размер пенсии исчисляется с учетом стажа и заработка работника до обращения за ней. С учетом перерасчета пенсий с 1 сентября 2021 г. средняя пенсия по возрасту составляет 545 рублей. При этом можно самостоятельно повлиять на размер своего дохода в старости. С учетом возраста человека в республике предусмотрены и действуют разные механизмы. Работникам, которые уже достигли пенсионного возраста, адресован механизм отложенной пенсии. Как это работает. Если работник продолжает работать после назначения пенсии по возрасту, он может отказаться от ее получения. В этом случае после увольнения к пенсии будет выплачиваться дополнительная премия. Размер премии прогрессивно увеличивается в зависимости от числа полных лет или месяцев такой работы. То есть, чем дольше период работы без пенсии, тем выше и премия. За пять лет работы без получения пенсии можно увеличить ее размер в 1,7–1,8 раза.
Вниманию выступающих: подробная информация об отложенном выходе на пенсию доступна на сайте Министерства труда и социальной защиты https://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/Otlozhennyj-vyxod-na-pensiju.pdf Более молодым работникам адресованы программы добровольного пенсионного страхования.
Как это работает. Работодатель или сам работник заключают договор со страховой организацией и начинают уплачивать дополнительные взносы. При достижении работником пенсионного возраста из накопленных взносов и доходов от их инвестирования выплачивается дополнительная пенсия. Если человек принял решение получать страховое обеспечение не разово (единовременно), а в течение определенного периода, то есть в виде дополнительной пенсии, то эту пенсию можно получать пожизненно или по выбору в течение 3, 5, 10 или 15 лет.
Справочно.
В накопительной пенсионной программе размер периодической выплаты (пенсии) зависит не только от объема пенсионных сбережений, но и от длительности периода, в течение которого будет выплачиваться пенсия до полного исчерпания сбережений. Чем короче срок получения пенсии, тем выше ее размер. То есть, принимая решение о периоде получения дополнительной пенсии, работник одновременно принимает решение и по ее размеру.
Такие пенсионные программы сегодня в республике предлагают две страховые организации: – республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита»; – страховое общество с ограниченной ответственностью «Приорлайф».
Дополнение государственной пенсии накопительными уровнями пенсионной системы – корпоративными пенсиями от работодателей, личными пенсионными сбережениями работников – широко практикуется в экономически развитых странах. Именно сочетание нескольких уровней пенсионной системы позволяет поддерживать высокий уровень дохода на пенсии, в том числе относительно заработка работника в допенсионный период.
Справочно.
В Дании, Нидерландах, Швеции государственные пенсии дополняются профессиональными пенсиями от предприятий, охватывающими порядка 90% работников. Это позволяет при выходе на пенсию получать до 55–75% прошлого заработка (работникам со средней зарплатой по стране). Приветствуются индивидуальные добровольные пенсионные сбережения.
В Германии государственная пенсия также дополняется производственной пенсией – для работников государственного сектора и для сотрудников крупных кампаний частного сектора, подпадающих под сферу контроля соответствующего профсоюза. Государством особо поощряются индивидуальные (частные) пенсии. В зависимости от вида частного пенсионного страхования государство предоставляет застрахованному лицу дотацию для уплаты его взносов на страхование и налоговые льготы, либо только налоговые льготы. Сочетание государственной и дополнительных пенсий позволяет работнику при выходе на пенсию иметь пенсионный доход 50–60% прошлого заработка.
В Беларуси в добровольном пенсионном страховании пока участвуют только порядка 5% граждан, занятых в экономике. В основном это инициатива работодателей, включающих дополнительное пенсионное страхование в социальный пакет предприятий. В то же время иметь комфортный уровень дохода в старости желают все. Поэтому важной задачей стало создание пенсионных программ, которые пробудили бы интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений как финансовой «подушки безопасности» на посттрудовой период. В докладе на VI Всебелорусском народном собрании 11 февраля 2021 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки. Поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру». Глава государства предложил подготовить программу «три плюс три»: работник сможет перечислять на свой счет до трех процентов заработной платы, столько же добавит и его работодатель.
27 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» (далее – Указ). Указом с 1 октября 2022 г. вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. При этом появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, инвалидности, в случае потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.
Как уже отмечалось, накопительное пенсионное страхование для республики не является новым институтом. Но, в отличие от действующих программ, при страховании дополнительной пенсии с применением норм Указа задействуется новый финансовый стимул – государственное софинансирование. Оно заключается в том, что часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств. То есть государство материально поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте.
Как будет работать новая программа
Работник, желающий участвовать в страховании, с 1 октября 2022 г. сможет уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию (в дополнение к обязательному 1-процентному взносу на трудовую (солидарную) пенсию). Размер этого взноса – в процентах от фактической заработной платы – он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника – 10%.
Если работник принял решение участвовать, то к этому подключается и его работодатель. Он будет обязан платить взнос в размере взноса работника, но не более 3%. Например, работник выбирает взнос на накопительную пенсию в размере 1% от заработной платы. В этом случае еще 1% доплатит его работодатель. В общей сложности в добровольные пенсионные накопления этого работника поступит взнос в размере 2% от его фактической зарплаты.
При трехпроцентном взносе работника работодатель доплатит уже 3%. В пенсионные накопления работника поступят 6% от его заработной платы. 5% платит работник – еще 3% платит работодатель и так далее. Максимально возможный общий взнос работника и работодателя в новой программе составляет 13%: 10% взнос работника плюс 3% взнос работодателя.
Вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией.
Важно отметить, что при вступлении работника в новую программу расходы его работодателя на уплату пенсионных взносов не увеличатся.
Его обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда социальной защиты населения соразмерно уменьшится. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3%, то в бюджет фонда соцзащиты будут перечислены 25%. В итоге, в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28%.
В то же время, передача части взноса работодателя в пенсионные накопления работнику – это выпадающие доходы бюджета фонда социальной защиты населения. Поэтому на этом этапе подключается государство. Оно принимает на себя обязательства по сохранению доходов бюджета фонда для обеспечения выплаты текущих пенсий в рамках солидарной пенсионной системы.
Таким образом, механизм государственного софинансирования заключается в том, что при вступлении работника в программу, его будущая накопительная пенсия на 30–50% будет сформирована за счет государственных средств. Через такое весомое финансовое участие государство не только материально поддерживает работников, принявших решение в пользу добровольных сбережений на старость, но и подтверждает гарантированность устойчивого функционирования новой системы дополнительного пенсионного страхования. К тому же оплата части взносов на будущую накопительную пенсию за счет государственных средств делает участие в новой программе финансово посильным для всехкатегорий работников независимо от уровня их дохода.
Для участников новой программы предусмотрены и другие финансовые стимулы: – льгота по подоходному налогу. Так, работникам предоставляется право на получение социального налогового вычета на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию. Это означает, что размер заработка работника, с которого работодателем исчисляется подоходный налог (13%), будет уменьшен на величину страхового взноса, уплаченного за счет средств работника.
Справочно.
Например, работник с фактической заработной платой 1500 рублей участвует в новой программе и за счет его средств уплачивается дополнительный взнос на накопительную пенсию в размере 45 рублей. Заработок, с которого будет исчисляться подоходный налог, у этого работника будет уменьшен на 45 рублей. То есть государство освобождает работника от обязанности уплачивать часть налога только потому, что он принял решение в пользу формирования себе дополнительного источника дохода на старость. Гарантированное пользование данной льготой позволяет работникам формировать дополнительную пенсию при минимальных собственных затратах. Дополнительные накопительные пенсии также освобождаются от подоходного налога с физических лиц.
– возможность наследования пенсионных накоплений;
– гарантия сохранности пенсионных накоплений. Осуществление добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии Указом возложено на государственную страховую организацию – республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита». Государство гарантирует страховые выплаты по договорам страхования, заключенным этим страховым предприятием.
Справочно.
Для обеспечения выполнения обязательств по выплате дополнительной накопительной пенсии РУСП «Стравита» дополнительно к страховым резервам, которые образуются для выполнения обязательств, будет формировать гарантийные фонды. Размер отчислений в гарантийный фонд составляет 0,5% от суммы страховых взносов по данному виду страхования. Ежемесячно до 22-го числа месяца, следующего за отчетным, средства гарантийных фондов будут перечисляться РУСП «Стравита» в республиканский бюджет.
Средства гарантийных фондов имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь в случае невозможности выполнения страховщиком своих обязательств. Выделенные средства используются страховщиком только на страховые выплаты.
То есть все обязательства по дополнительным пенсиям в новой программе при любых обстоятельствах будут выполнены в полном объеме – РУСП «Стравита» или правопреемником этой страховой организации (в необходимых случаях – с привлечением государственных средств).
Кто может участвовать в новом страховании
Право участвовать в программе предоставлено работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет фонда соцзащиты. В подавляющем большинстве случаев такой характер имеет работа по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности. Именно наличие работодателя и факта уплаты им обязательных страховых взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии.
Начинать участвовать в новом страховании можно не позднее, чем за 3 года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Ограничение связано с тем, что при менее продолжительных сроках участия накопленные средства и результаты от их инвестирования объективно не смогут стать существенными.
Размер будущей накопительной пенсии
Размер накопительной пенсии будет исчисляться из сумм дополнительных взносов с учетом доходов от их инвестирования (по принципу – сколько накопил, столько и получил). Инвестирование РУСП «Стравита» средств страховых резервов, которые образованы из поступивших страховых взносов, в новой программе будет осуществляться по правилам, которые сегодня уже применяются в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.