НОВОСТИ
Брест лучше, чем 99 % городов, потому что здесь «переобувают» поезда
Проект "Брест лучше, чем 99 процентов городов"
АНТОНИНА ХОКИМОВА (Вечерний Брест)
28 июля 2019
Пункт перестановки колесных пар на станции Брест-Центральный не минует ни один состав, следующий с Востока в страны Западной Европы. Это единственное место на нашей границе, где уже на протяжении многих десятилетий «переобувают» поезда. Железнодорожная колея в странах бывшего Союза шире европейской (1520 мм и 1435 мм соответственно). И переставлять вагоны посчитали экономически более целесообразным, чем менять всю железнодорожную инфраструктуру.
Перестановка колесных пар - четко налаженный и отработанный до мелочей технологический процесс. Поезда не должны простаивать на границе дольше положенного.
А для непосвященных (то бишь пассажиров) это завораживающее зрелище. «Рабочими лошадками» здесь являются электродомкраты. Маневровый локомотив закатывает состав в пункт перестановки колесных пар. Рабочие расцепляют его и по очереди устанавливают вагоны по одному напротив каждого домкрата. После того как с помощью мостового крана автосцепки меняются с нашего стандарта на европейский, вагоны начинают медленно поднимать. Затем смена тележек одной ширины на другую - и вагон снова опускается. Пассажиры при этом остаются на своих местах! Одновременно в цехе могут переставить до 12 вагонов в составе.
И вот - настоящий прорыв. В ноябре 2016 года брестские железнодорожники продемонстрировали, как поезда будущего будут автоматически менять ширину колеи. На станции Брест-Центральный было установлено специальное оборудование для пропуска поездов Swift-«Стриж» испанской компании Patentes Talgo S.L. Новейший состав, задействованный на Российских железных дорогах, оборудован системой автоматического изменения ширины колесных пар. Журналисты и зарубежные гости могли наблюдать, как поезд Москва-Берлин из 20 вагонов катит в ангар на скорости 15 км/час и (без остановки!) ровно и без скрежета проезжает по специальному переводному устройству. И дальше в путь.
Вся процедура вместо привычных двух часов занимает всего 30 минут.
Остальные составы пока меняют колесные пары по старинке. Покупку современных скоростных поездов Белорусская железная дорога связывает с увеличением пассажиропотока.