Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)» 23.09.2021

Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»

Наша страна проявляет заинтересованность в сохранении и развитии своего интеллектуального и научного потенциала, в формировании гармоничной и разносторонне развитой личности. Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национального образования, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.
По показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь занимает 17 место среди 163 стран мира. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире.
В нашей стране давние традиции в области образования, есть поводы для гордости. В течение четырех последних лет Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования.
Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование на основном, дополнительном и специальном уровнях. Всего в стране насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание более 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников (каждый 10-й занятый в экономике).
Основное образование включает дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Дополнительное подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Таким образом, в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образование через всю жизнь».
Одарённая молодёжь – золотой фонд любого государства. Поддержка молодых людей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей – предмет особого внимания в нашей республике. Наша республика реализует систему мер по поддержке талантливой и одаренной молодежи и созданию условий для ее плодотворной деятельности в целях выявления, становления, развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала, обеспечения преемственности научных и культурных традиций Республики Беларусь. 25 лет назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его появление помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства. Специальные фонды Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и талантливой молодежи созданы еще в 1996 году, чтобы заинтересовать талантливую молодежь жить и творить на родине. Фонды выплачивают стипендии, премии, оказывают единовременную материальную помощь одаренным юношам и девушкам. Их миссия – помогать в организации национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, финансировать участие творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства. За прошедшие годы премии, стипендии, материальную помощь из фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов получили более 20 тыс. человек, из фонда по поддержке талантливой молодежи – свыше двух тысяч юных дарований.  
Учащиеся учреждений профессионального образования также активно участвуют и побеждают в республиканских и международных соревнований и являются стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и талантливой молодежи.  
Учащиеся стали победителями следующих республиканских и международных соревнований: Республиканский конкурс научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект»; IV Республиканский конкурс профессионального мастерства «WorldSkills Belarus 2020»;  Республиканский конкурс по основам профессиональной подготовки среди учащихся «JuniorSkills Belarus»; 45-й Международный чемпионат World Skills Kazan 2019; Республиканский слет изобретателей и рационализаторов; Республиканский конкурс работ исследовательского характера по учебным предметам; Республиканская олимпиада по учебным предметам; открытый Чемпионат по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике на Кубок Дружбы; конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»; конкурс творческих достижений «Через творчество - к мастерству».
По состоянию на 31.08.2021 года в банке данных одаренной молодежи состоят 74 учащихся учреждений профессионального образования (18 – УПТО, 56 – УССО). Также Учащиеся УПТО и УССО активно участвуют и побеждают в молодежном проекте «100 идей для Беларуси». Среди наиболее ярких экспонатов можно назвать «Обучающий тренажер «Юный спасатель» (учащийся УО «Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж), «Вермиферма» (учащийся УО «Ильянский государственный аграрный колледж»), «Автоматизированная линия на базе ATmega 2560» (учащийся филиала «Колледж современных технологии в машиностроении и автосервисе» УО РИПО), «Аватар», который разработали учащиеся инновационной IT-студии «Матрица» (филиал «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого» УО РИПО).
Дополнительное образование детей и молодежи – одна из важных составляющих образовательного пространства общества, которое позволяет формировать ценности, мировоззрение, гражданскую идентичность подрастающего поколения, мотивировать их в профессиональном самоопределении. В настоящее время в системе дополнительного образования функционирует 270 учреждений всех типов, из них: 184 – многопрофильных, 86 однопрофильных, в которых занимается более 390 тысяч учащихся. И с каждым годом сфера дополнительного образования становится все более востребованной среди детей, родителей, педагогической общественности. Системой дополнительного образования детей и молодежи сделан особый акцент на работу с одаренной и талантливой молодежью. Учащиеся учреждения профессионального образования также активно посещают объединения по интересам в учреждениях дополнительного образования. Более того, в учреждениях профессионально-технического и среднего специально образования организована деятельность научно-исследовательских объединений различной направленности (экология, энерго- и ресурсосбережение, историческое и литературное краеведение и др.). В 2020 году действовало 77 научно-исследовательских объединений, участники которых являются победителями и призерами различных научно-практических и конкурсов, активно выступают на научно-практических конференциях.
Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует.
7 февраля 1852 года в Минске появилось первое ремесленническое товарищество. История же создания системы профессионального образования начинается с 29 января 1920 года, когда В. И. Ленин подписал декрет о создании Главного Комитета профессионально-технического образования.  
В период становления Беларуси как суверенного и независимого государства развитие системы профессионального образования сопровождалось превращением ПТУ в профессиональные лицеи. Те учреждения, которые реализовывали интегрированные программы ПТО-ССО, стали профессионально-техническими колледжами. Отдельные из них перешли в статус учреждений среднего специального образования – колледжей. Но все это время бережно сохранялись традиции и достижения системы профобразования, которыми по праву гордятся граждане нашей страны.  
Наши государственные профессионально-технические, средние специальные учебные заведения не были подвергнуты масштабным бездумным реформам. О них не забыли, им оказали внимание и отстояли на начальном этапе сами выходцы из системы профессионально-технического образования. Наш опыт используется не только в России, но и в других государствах. На начало 2021/2022 учебного года функционируют 125 учреждений профессионально-технического образования и 41 учреждение образования других уровней, реализующих образовательные программы ПТО, 110 учреждений среднего специального образования, из них 9 – частной формы собственности, 84 учреждения образования других уровней, реализующих образовательные программы ССО.
Некоторые учреждения профессионального образования являются филиалами учреждений высшего образования, что создает условия для реализации интегрированных образовательных программ среднего специального и высшего образования в сокращенные сроки. Подобная интеграция, базирующаяся на принципах преемственности и непрерывности профессионального образования, позволяет исключать дублирование содержания, привлекать к образовательному процессу в учреждениях профессионального образования профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования, вовлекать учащихся в университетские проекты и формировать у них интерес к научным исследованиям. Например, филиалами Белорусского национального технического университета являются 9 учреждений профессионального образования.
Система профессионального образования все больше ориентируется на развитие квалификаций, соответствующих современным требованиям рынка труда и международным стандартам движения WorldSkills International, к которому в 2014 году присоединилась Беларусь.
Параллельно с отказом от устаревших специальностей и актуализацией требований к традиционным профессиям появляются новые направления обучения, вводятся высокотехнологичные специальности. Среди них «Производство биотехнологической продукции», «Промышленные роботы и робототехнические комплексы», «Организация технического сервиса транспортных средств», «Организация гостиничных услуг», «Эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования». Внедрению инноваций в системе профессионального образования Беларуси способствует участие в мировых чемпионатах профессионального мастерства. Движение WorldSkills International открыло для нашей страны доступ к бесценному опыту. Прежде всего, мы получили возможность реально оценить уровень подготовки молодых профессионалов и определить траектории дальнейшего развития профессиональных умений и навыков, повысить мотивацию рабочей молодежи к личностному и профессиональному росту. Одну золотую и 16 серебряных медалей привезла белорусская команда с первого открытого чемпионата «WorldSkills СНГ+», который прошел в столице Татарстана – городе Казани – в 2015 году. Это была разведка боем перед мировым чемпионатом в бразильском Сан-Паулу, где в компетенции «Дизайн одежды» учащаяся учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства» Ольга Закревская удостоилась медали за высшее профессиональное мастерство. Там же, на 43-м чемпионате мира «WorldSkills São Paolo 2015», медаль за высшее профессиональное мастерство получила Алеся Назарова из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания в компетенции «Парикмахерское искусство». По мнению президента международной организации WorldSkills International Саймона Бартли, дебютное выступление сборной Беларуси стало самым успешным за всю историю чемпионатов профессионального мастерства. Как правило, новички начинают с последнего места в общекомандном зачете, а о медали за высшее профессиональное мастерство и вовсе могут только мечтать. На «WorldSkills Abu Dhabi 2017» в АбуДаби единственной белорусской медалисткой стала парикмахер Надежда Каштелян из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания, в общекомандном зачете белорусская сборная поднялась с 37-го на 16-е место. На соревнованиях «WorldSkills Kazan 2019» лауреатом в номинации «Best of Nation» («Гордость нации») от сборной Беларуси стала Ксения Шафранская из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания. На 45-м чемпионате сборная Беларуси показала лучший результат за всю нашу историю выступлений на соревнованиях WorldSkills: 15-е место в общекомандном зачете. По результатам основного зачета чемпионата «WorldSkills Kazan 2019» участники белорусской сборной награждены также медалями за высшее профессиональное мастерство: в номинации «Вебтехнологии» – учащийся Белорусской государственной академии связи Алексей Крупский, «Информационные кабельные сети» – выпускник той же академии Валентин Артеменок, «Технологии моды» – учащаяся Гродненского государственного колледжа техники, технологий и дизайна Юлия Маркевич.
15-18 сентября 2020 года в г.Минске прошел IV Республиканский конкурс профессионального мастерства «WorldSkills Belarus-2020». На соревнованиях 2020 года впервые были представлены такие компетенции как «Начальное образование», «Акватроника», «Полимеханика и автоматизация», «Разработка мобильных приложений», «Промышленный дизайн», «Технологии проектирования зданий (BIM)», «Ювелирное дело». На четырёх конкурсных площадках были организованы соревнования Inclusive Skills для лиц с особенностями психофизического развития: «Веб-дизайн и разработка», «Технология моды», «Системное администрирование», «Графический дизайн». Всего в конкурсе приняли участие 325 конкурсантов – рабочих (служащих), специалистов и обучающихся, получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование. По сравнению с первым Республиканским конкурсом «WorldSkills Belarus 2014» эта цифра возросла более чем в 2 раза. Результаты учащиеся учреждений профессионального образования были высоко оценены экспертами конкурса.
Учреждения высшего образования обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы с учетом структуры и потребностей рынка труда.
В 1581 году в Полоцке был основан иезуитский коллегиум. 12 января 1812 года указом императора Александра I он был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию с правами университета и стал первым высшим учебным заведением на территории современной Беларуси. Его наследником считают Полоцкий государственный университет. А в 1775 году в Гродно начала работу Высшая медицинская академия – первое на территории Беларуси высшее учреждение образования по подготовке медицинского персонала.
Сегодня в республике функционируют: 42 государственных УВО (31 университет, 9 академий, 2 института); 8 УВО частной формы обучения
В 1991 году в стране обучалось 3 832 иностранных учащихся. В 1997/1998, 1998/1999 учебных годах численность иностранных студентов, обучавшихся в Беларуси на контрактной основе, стабилизировалась на уровне трех тыс. человек. В 2020/2021 учебном году число иностранных граждан, обучающихся в белорусских учреждениях образования, составило 26,0 тыс. человек из 107 стран мира.
Белорусские учреждения высшего образования участвуют в международных образовательных рейтингах. Репутация наших УВО на международном рынке образовательных услуг тесно переплетается с информационной открытостью самих высших учебных заведений и их маркетинговой деятельностью. Они включены в наиболее представительные международные рейтинги университетов мира. Например, БГУ входит в число лучших университетов мира. В рейтинге QS World University Rankings ведущий белорусский вуз занял место на одну позицию выше МГИМО и на 40 позиций выше Варшавского университета. В другом рейтинге БГУ занимает место сразу за легендарным МИФИ (Московский инженерно-физический институт), но опережает на 6 позиций Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Конечно, это очевидно свидетельствует об условности любых рейтингов университетов и больше похоже на «среднюю температуру по больнице». Ведь статус наших университетов иногда намного выше благодаря вкладу в конкретные направления развития науки и технологий. Ряд отечественных учреждений высшего образования и вовсе не попадает в международные рейтинги, несмотря на отличную репутацию в мировом профессиональном сообществе. Среди таких учреждений образования, например, уникальная Белорусская государственная сельскохозяйственная академия – единственный в стране «город в университете».  
Дальнейшее совершенствование и обновление системы ВО Беларуси исходит из национальных интересов и потребностей экономики.