Музей "Спасённые художественные ценности"

17 сентября 2021 года, в День народного единства, учащиеся группы 243 третьего курса, в сопровождении педагогога-организатора Лящук С.В., преподавателя истории Шумицкой В.Ю., посетили филиал краеведческого музея - музей «Спасённые художественные ценности».

Музей открыт 4 февраля 1989 г. Он разместился в живописном здании усадебного типа по ул. Ленина, 39, которое было построено в 1925 г. по проекту польского архитектора Юлиана Лисецкого и является памятником архитектуры. Это единственный в Беларуси музей, экспозиция которого состоит из произведений искусства и предметов антиквариата, изъятых таможенниками при попытке их незаконного вывоза за рубеж.

В 2016 г. экспозиция была обновлена. В настоящее время в ней представлено около 400 музейных предметов.
Первый зал посвящён теме деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей. Здесь можно увидеть уникальные фотоснимки, сделанные при обнаружении контрабанды, предметы, послужившие тайниками для нее, икону «Св. Власий Севастийский с житием», распиленную контрабандистом на шесть частей, чтобы легче было спрятать ее от таможенного досмотра. Впервые можно увидеть приборы, которыми пользовались брестские таможенники в 1970–2000-х гг. при поиске контрабанды, первый экспонат, поступивший в музей из таможни в 1953 г., – икону «Чудо св. Георгия о змие».

Самая обширная и ценная часть собрания музея – русская иконопись XVI – начала XX в. – представлена в двух следующих залах. Иконопись – одно из самых выдающихся явлений русского искусства, поэтому на протяжении нескольких десятилетий иконы занимали одно из первых мест среди предметов контрабанды из России, Беларуси, Украины.
Наиболее древние иконы в экспозиции датируются XVI веком. В это время на Руси сложился единый иконописный стиль, в основу которого легли достижения московской школы иконописи: лаконичная композиция, выразительность и плавность линий, мягкий гармоничный колорит. Произведения XVII века представляют завершающий этап развития древнерусского искусства.

Следующий раздел посвящен русской иконописи Нового времени, которая испытывала заметное влияние светского искусства. Во многих иконах XVIII в. проявляются черты стиля барокко, для которого характерны повышенная декоративность, пышность, орнаментальность. В XIX в. особенно ценились иконы «мелочного письма», т. е. выполненные в технике миниатюры. Традиции древнерусского искусства в наибольшей степени сохранялись в произведениях старообрядческих мастерских.
В экспозиции представлены редкие иконографические сюжеты, такие как «Триодь цветная», «Уверение Фомы», «Чистая душа», «Союзом любви связуемые апостолы», а также образ небесной покровительницы Беларуси – преподобной Евфросинии Полоцкой.

В отдельном зале экспонируются иконы в серебряных окладах, созданные в ведущих ювелирных центрах России XVIII – начала XX вв.: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге, Казани и др. Они дают возможность проследить эволюцию и смену стилей в русском серебряном деле Нового времени, знакомят с основными приемами художественной обработки серебра. Впечатляет своим размером и высоким художественным уровнем исполнения оклад иконы «Преподобный Сергий Радонежский», выполненный в 1843 г. в Санкт-Петербурге мастером Дмитрием Андреевым, работавшим для Императорского двора.

Экспозицию культового искусства дополняют произведения русского медного художественного литья, паломнические реликвии и ростовская финифть.
Светское ювелирное искусство представлено изделиями всемирно известных ювелирных фирм России: Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других, а также работами мастеров Северного Кавказа: серебряными поясами и кинжалами в серебряных оправах.

В зале искусства стран Востока создан раздел искусства буддизма. Это буддийские иконы – танки и мелкая пластика из бронзы и слоновой кости.
Искусство Японии демонстрируют свитки «какэмоно», выполненные в технике традиционной японской живописи на шелке, и фаянсовые вазы мастерских Сацума, искусство Китая – фарфор и вазы с перегородчатыми эмалями начала XX в., регион Центральной Азии представлен медночеканной посудой XIX – начала XX в.
В зале европейского декоративно-прикладного искусства XVIII – начала XX в. экспонируются предметы убранства интерьера – антикварная мебель, бронза, фарфор.

В экспозиции живописи преобладают произведения пейзажного жанра. Это картины И. К. Айвазовского, Г. Г. Мясоедова, Ю. Ю. Клевера, С. А. Виноградова, П. А. Левченко, уроженца Беларуси А. Г. Горавского.
В портретной галерее музея особого внимания заслуживают «Портрет неизвестного в зелёном кафтане» кисти И. Ф. А. Дарбеса, «Портрет девушки» П. Я. Рауда.
В зале графики экспонируются произведения Ф. А. Бронникова, М. А. Врубеля, Ф. Леже, образцы репродукционной гравюры на меди первой половины XIX века.
В выставочном зале музея регулярно экспонируются различные выставки, проводятся творческие встречи с художниками, мастер-классы, литературные вечера, концерты камерной музыки и другие мероприятия.

Зорько А.В., заместитель директора по УВР