1 сентября 2021г. первый урок проводится по теме: «В единстве белорусского народа - основа независимой страны».

Урок посвящен Году народного единства. Это обусловлено важностью темы единства белорусского народа и значением изучаемого материала для достижения целей гражданского и патриотического воспитания.

Цель первого урока создание условий для осознания учащимися своей принадлежности к белорусскому народу, формирование ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества, формирование чувства гордости за нашу многонациональную страну с крепкими духовными традициями, славной историей, высокими достижениями и победами в разных сферах.
Урок раскрывает сплочённость, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства.
Идейной основой урока являются нравственные ценности белорусов, любовь к Отечеству, сопричастность к истории своей страны, единство белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости, связь поколений, сохранение и популяризация традиций, наследия и исторической памяти белорусского народа.
Можно организовать виртуальное путешествие, выставки, временные экспозиции, посвященные тематике первого урока.
При отборе содержания необходимо обратить внимание на исторические события и национальные традиции, в которых проявляются такие качества характера белорусского народа, как сплочённость, солидарность и взаимопонимание.
Значимым событием является 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны.
На первом уроке надо осветить роль белорусского народа в Великой Победе, привести примеры мужества и героизма белорусов, сплочения народа в борьбе с общим врагом, подчеркнуть важность сохранения исторической памяти.
Указом Главы государства № 206 от 07.06.2021 в РБ учрежден государственный праздник – День народного единства - 17 сентября. Именно 17 сентября 1939 года стало началом воссоединения Западной и Восточной Беларуси, разделенной в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. Восстановленное в 1939 году единство территории страны, семей, белорусского народа в целом позволило Беларуси вместе со всем советским народом выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.
Важным аспектом в содержании урока является акцент на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности. В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя региональный материал.
В содержании первого урока могут быть отражены основные направления и достижения миролюбивой политики Беларуси, принимаемые государством меры по обеспечению национальной безопасности.
При проведении урока можно использовать такие формы работы, как дискуссия, диалоговая площадка, молодежный брифинг, круглый стол, интервью, репортаж, викторина, брейн-ринг, живая газета «Беларусь сегодня», информ-дайджест «Беларусь на карте мира», устный журнал «Народное единство» и др.
Важно, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы дополняли друг друга. При этом наиболее целесообразным будет выбор преимущественно диалоговых форм взаимодействия.
Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором должна присутствовать государственная символика, и могут быть представлены следующие элементы: карта Республики Беларусь, иллюстрации и фотографии исторических мест, событий и известных белорусских исторических деятелей и современников, творческие работы учащихся патриотического характера, выставка книг о Беларуси и др.
В июне 2021 года подведены итоги открытого дистанционного конкурса на лучший символ (логотип) Года народного единства. Логотип-победитель выполнен с использованием элементов белорусского орнамента, преобладает оттенок василька – одного из символов нашей страны. Слоган работы: «Каждый из нас – часть единого целого, одного большого «МЫ» – белорусского народа». Целесообразно использование данного логотипа при проведении первого урока в учреждениях профессионального образования.
Материалы о мероприятиях, посвященных Году народного единства, можно найти на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/homepage/god-narodnaga-adzinstva.html).
В качестве информационной основы урока также можно использовать:
видеоматериалы «Беларусь помнит», подготовленные Белтелерадиокомпанией (https://www.tvr.by/videogallery/khronikalno-dokumenta..);
материалы проекта Белорусского телеграфного агентства «Традиции суверенной Беларуси» (http://tradicii.belta.by/).
Приведенные методические материалы по проведению первого урока имеют рекомендательный характер и призваны помочь педагогам в их творческом поиске. В целом содержание первого урока, форма его проведения для каждой учебной группы определяются индивидуально и зависят, в том числе, от особенностей региона, традиций учреждения образования; технической обеспеченности образовательного процесса.
Итогом совместной работы на первом уроке должно стать осознание учащимся связи со своим народом, понимание важности собственной активной гражданской позиции, ощущение личной ответственности за будущее Родины.

План-конспект первого урока
«Единство белорусского народа основа независимой страны»

Цель: воспитание чувства патриотизма и национального самосознания учащихся.
Задачи:
прививать учащимся основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности;
формировать активную гражданскую позицию;
создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков.
Форма: урок интерактивного общения
Оборудование: мультимедийная презентация со слайдами.
Предварительно группа делится на несколько групп, озвучиваются правила работы в группе.
Первый урок возможно построить из следующих этапов:
Этап «Актуализация темы»
Куратор учебной группы поздравляет учащихся с началом нового учебного года и подчеркивает, что в 2021/2022 учебном году первый урок посвящён Году народного единства.
Внимание учащихся обращается на логотип Года народного единства, который выведен на мультимедийный экран.
Заранее подготовившийся учащийся рассказывает об истории создания данного логотипа.
В качестве материалов для проведения данного этапа можно воспользоваться Интернет-ресурсами Министерства информации https://www.godedinstva.by/ru/logo-to-up…, в частности, использовать статью «Что думает сельская школьница о народном единстве?»: https://www.godedinstva.by/ru/opinions-r…. На эту же тему «Что думаю о народном единстве я» целесообразно заслушать ответы учащихся.
Этап «Единство – это мы»
Педагог задет задание подобрать синонимы к предложенным словам с помощью заранее подготовленных карточек (индивидуально, в парах, в группах).
Справочно (по материалам словарей)
Сплочённость – склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам, как правила поведения или культурные предпочтения
Варианты синонимов: дружность, единство, спаянность, слитность, единение; монолитность, общность, скованность, единодушие, сомкнутость, спетость, сплотка, спайка, дружность, организованность, связанность, чувство локтя.
Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей; совместная ответственность
Варианты синонимов: сплочённость, единение, равенство, сплочение, общность, единодушие, единогласие.
Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие, желание и способность слышать и понимать друг друга.
Варианты синонимов: единодушие, контакт, понимание, согласие.
Учащиеся озвучивают подобранные синонимы, ряды которых наглядно могут выводиться на мультимедийный экран.
Далее куратор предлагает учащимся найти те слова, которые наиболее часто повторяются в толковании понятий и в синонимичных рядах. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что к таким словам относятся: единение, единодушие, единство и словосочетание «единым фронтом». Таким образом, актуализируется ключевое слово формулировки темы урока.
Предлагается рассмотреть формулировку понятия «единство» в «Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова» (формулировки выводятся на мультимедийный экран или записываются на доске).
Единство - 1. Общность, полное сходство.
2. Цельность, сплочённость.
3. Неразрывность, взаимная связь.
Учащиеся делают вывод о значимости темы первого урока. Необходимо подчеркнуть, что сила страны в единстве народа, и главными приоритетами белорусского государства остается благополучие, миролюбивая внешняя политика, национальная безопасность.
При подготовке данного этапа урока куратор организует дискуссию о том, что объединяет и может разъединить народы нашей страны.
Справочно:
Объединяет:
Историческая память: общая история, общие испытания, особенно войны, среди которых наиболее страшный урон потерпела Беларусь в годы Первой и Второй (Великой Отечественной) войн.
Общая, самобытная культура, как материальная, так и духовная, в которой находят свое отражение традиции, обычаи, верования, повседневная жизнь всех народов, проживающих на территории Беларуси.
Толерантность – веротерпимость, нет разделения по национальному признаку, нет ущемления народов и диаспор, проживающих на территории и былой, и современной Беларуси, по языковому признаку – в 20-30-е гг. XX в. в Беларуси было 4 государственных языка (белорусский, польский, русский и идиш), сейчас 2 равноправных государственных языка – белорусский и русский.
Белорусский народ в разное историческое время разъединило:
к примеру, войны, проходившие на территории Беларуси в разное время.
Педагог подчеркивает, что объединяющих факторов намного больше.
Например, у народа Беларуси, имеющего в составе разные национальности, общий менталитет: доброта, сочувствие, сопереживание, стремление помочь в беде и горе, порадоваться вместе, способность выполнять общую, тяжёлую работу сообща (ссылка на статью «Национальный состав населения Беларуси» https://www.belta.by/infographica/view/n…) .
Куратор может также обратить внимание учащихся на отношение народа Беларуси к вере. Православие и католицизм, протестантизм и униатство, иудаизм и ислам никогда не перерастали в национальную и религиозную рознь и не приводили к религиозным столкновениям и кровавым конфликтам. Нет семитизма и на бытовом уровне. Одинаково относятся к русским, полякам, литовцам, евреям и татарам, дагестанцам и чеченцам, афганцам и сирийцам, всем народам, проживающим на территории современной Беларуси.
Рекомендуется также построить диалог об общей правовой культуре и морально-этических нормах народов, проживающих в нашей стране.
Можно обратиться к различным праздничным датам: День семьи, День славянской письменности, Купалье, Масленица, Байрам-Курбан, Песах и т.д.; обратить внимание на то, что у населения Беларуси много общих черт в одежде (с учетом регионального колорита), в питании (национальными блюдами считаются драники, колдуны, цеппелины, комы, поливы, каши и мн. др.).
Этап «Символы государства»
На данном этапе классный руководитель может предложить викторину – один из видов интерактивных игровых технологий урока.
Например,
1. До какого года в нашей стране существовала символика БССР? (до 1991 года)
2. За основу орнамента на Государственном флаге взят узор под этим названием (название «Восходящее солнце»)
3. Что на Государственном гербе является символом человека и человечности, знаком мужества и высоких помыслов (звезда)
4. Что символизирует венок на гербе Беларуси? (символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками, труд и процветание)
5. Год народного единства принял эстафету триады Годов малой родины (2018 - 2020 гг.). У каждого областного города Республики Беларусь есть свой герб, также он есть и у многих других городов. Определите, герб какого города перед вами на экране (можно представить изображения гербов областей/городов).
6. Назовите дату празднования Дня Государственного герба и Государственного флага (праздник День Государственного герба и Государственного флага отмечается во второе воскресенье мая).
7. Как государственные символы связаны с понятиями «сплочённость», «солидарность», «взаимопонимание»? (в государственных символах отражается историческая связь времён, морально-нравственные устои народа, социально-политические основы государства, равенство всех граждан независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности).
Рекомендуется акцентировать внимание учащихся на том, что государственная символика любой страны, в том числе и нашей Родины – историческое наследие, славное настоящее и достойное будущее. Она объединяет людей в самые важные моменты жизни страны, то есть делает людей сплочёнными, солидарными.
Этап «Героическое прошлое»
Перед выполнением группой следующего задания заранее подготовленные учащиеся могут сделать небольшое сообщение о вкладе белорусского народа в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне, а также рассказать о том, какие огромные потери несла Беларусь на полях сражений и на оккупированных врагом территориях.
Куратор развивает тему важности сохранения исторической памяти, просит учащихся привести конкретные примеры, наглядно демонстрирующие, что белорусы в истории выступали как единая и сплочённая нация.
Этап «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны»
Учащиеся к этому этапу готовятся заранее: представляют творческую работу в форме сочинения, эссе, очерка (по выбору), в которой рассказывают семейную историю о своем родственнике - участнике боевых действий, труженике тыла или родственнике, пережившем Великую Отечественную войну, приносят копии сохранившихся документов, фотографий, писем с фронта и т.д.
Куратор организует обсуждение выбранных военных историй, подводит предварительный итог данного этапа первого урока, предлагает самые интересные работы учащихся разместить на сайте учреждения образования.
Учащиеся делают вывод о том, что историческая память во все времена выступает основой национального самосознания, которое имеет решающее значение для развития и жизнеспособности страны, что белорусский народ в период Великой Отечественной войны проявил себя как героический, несгибаемый, единый и сплочённый.
Этап «Гордость Беларуси»
Куратор рассказывает о мирном созидательном труде белорусского народа, о тех достижениях, которыми можно гордиться.
На этом этапе можно предложить задание для групп учащихся – соотнести описание и дать правильный ответ, а также найти дополнительную информацию о предприятиях Республики Беларусь. Данные вопросы можно представить в интерактивном виде, воспользовавшись сайтом https://learningapps.org/ (Правильные ответы предлагаются в приложении).

Также можно предложить учащимся составить «облако слов» из названий лучших предприятий Республики Беларусь, используя Интернет-ресурс https://wordscloud.pythonanywhere.com/, проанализировать, почему выбраны именно эти предприятия.
При подготовке урока куратор может использовать мультимедийную презентацию «20 фактов про Беларусь», которая размещена на сайте ГУО «Академия последипломного образования» - http://www.academy.edu.by/component/cont
В конце урока подводят итоги.