ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ
19 марта 2021 года, в рамках реализации мероприятий проекта инновационной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, в лицее состоялась встреча учащихся первого курса со священнослужителем Максимом. Нашим учащимся была предложена тема для обсуждения: "Православная церковь в жизни человека". Состоялся живой разговор со священником, каждый смог получить ответы на интересующие вопросы.
Зорько А.В., заместитель директора по УВР
********
Православная Церковь Беларуси: история и современность
Сейчас очень важно обращение к духовной сокровищнице христианства, актуализация непреходящих христианских ценностей и идеалов. Необходимо задуматься о том, какой громадный вклад в человеческую культуру внесло христианство за свою двухтысячелетнюю историю, осознать насколько оно явилось определяющим фактором в развитии человеческого общества.
Если бросить беглый взгляд на историю, то можно увидеть, сколь многим обязано человечество христианству, которое явилось культурообразующим началом европейской цивилизации. Именно христианство открыло в человеке личность. Человек в христианстве предстает как образ личного Бога в безличном мире. Каждый человек бесконечно ценен, важен, уникален и неповторим, послан Богом на дело, которого за него никто другой не может исполнить. Такого представления о человеке как личности не знал древний дохристианский мир.
Человек как свободная личность призван к творческому преобразованию врученного ему Творцом мира на началах Любви, Добра, Красоты. Способность к творчеству — это тоже образ Бога в человеке, который призван быть соработником Творца. Однако когда творчество забывает о своем истинном истоке и предназначении, оно утрачивает свой глубинный смысл и способно стать воистину устрашающим, разрушающим, губящим все вокруг, но, прежде всего, душу самого человека. Творчество, как и свобода, могут вести человека к Богу, делая его богоподобным, а могут и уводить его совсем в другую сторону.
Приход в мир Иисуса Христа наполнил глубочайшим смыслом человеческую историю, сделав ее сопричастной вечности. Этот сакраментальный факт определил и само летоисчисление: до рождества Христова и после рождества Христова.
Еще в эпоху античности христианство сумело преодолеть сопротивление языческого интеллектуализма и завоевало умы и сердца людей, став духовно-мировоззренческой основой античной цивилизации. В течение первых четырех веков святоотеческая мысль сформулировала основы христианского вероучения, которые были закреплены в Никео – Цареградском символе веры. Такие великие христианские мыслители, как Ириней Лионский, Климент Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Злотоуст и др. творчески переосмыслили культурное наследие античности и разработали христианское вероучение, которое по богатству и глубине содержания, а также по силе воздействия на души людей смогло превзойти античную языческую мудрость. Благодаря этому процесс христианизации охватил не только саму Римскую империю, но и проникал в варварскую периферию.
Поэтому после завоевания варварами Западной Римской империи не произошло полной гибели античной цивилизации и культуры. Христианство явилось духовной основой, которая сумела объединить все жизнеспособное в древнем мире и преодолеть глубокий системный кризис, приведший к падению Рима. Формировавшаяся европейская цивилизация c самого начала формировалась как христианская цивилизация.
На латинском западе христианская церковь играла роль интегративного фактора в бурных политических процессах формирующихся европейских государств и поэтому она много внимания уделяла устроению земной жизни европейских народов. На греческом востоке, в условиях мощной централизованной Византийской Империи христианская (православная) церковь большее внимание уделяла созерцательно-мистическому соединению с Богом.
Государство восточных славян — Киевская Русь приняло христианство из Византии, с которой оно находилось в тесных (хотя и не всегда дружеских) взаимоотношениях. Крещение Руси князем Владимиром положило начало процессу христианизации древнерусского государства и формированию на духовно-нравственном фундаменте православия основных черт образа жизни и менталитета восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов). Такие черты характера, как самоотверженность, жертвенность, соборность, сострадательность, нестяжательность, жажда справедливости, стремление к нравственной правде и др. во многом сформировались благодаря православию с его идеалами святости, благочестия и бескорыстного служения Богу, людям и Отечеству.
Православная церковь настойчиво и целенаправленно проводила идею единства страны и народа, осуждала междоусобицы и разделения. Общая вера становилась доминирующим интегративным фактором, объединяющим народ в целостный организм не только в религиозном, но и общественно-политическом смысле. Осознание общности исторических судеб страны и народа, ответственность за их безопасность и благополучие во многом способствовали формированию восточно-славянского этнического самосознания.
Христианское вероучение, христианская мораль, вся система религиозных христианских ценностей была тем стабилизирующим и консолидирующим основанием, на котором строилась духовно-нравственная жизнь народа, и на которое опиралась система образования и воспитания. В этом плане огромную роль играли православные монастыри, которые являлись не только средоточением и образцом религиозного благочестия, нравственной силы и авторитета, но и центрами духовного образования и культуры. При этом передача знаний никогда не была делом отвлеченным, не была отделена от развития навыков благочестия и воспитания христианских добродетелей. Монастыри были источниками народной грамотности, в них создавались летописи, они безвозмездно кормили голодных во времена народных бедствий, помогали больным во времена массовых эпидемий.
Самые древние на белорусской земле епархии были учреждены в Полоцке (992 г.) и Турове (1005 г.). Не случайно, что именно в Полоцке и Турове просияли такие светочи православия, как Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.
Среди выдающихся просветителей белорусского народа нельзя не упомянуть имя великого полочанина Георгия (Франциска) Скорины. Идеи Эпохи Возрождения не могли не оказать влияния на его мировоззрение и деятельность. Он дал своим соотечественникам «людям посполитым к доброму научению» печатную Библию на близком и понятном им языке. Для Скорины «доброе научение» — это именно христианское научение и воспитание.
Будучи «гражданином мира» по принципам и образу жизни, получив европейское образование, восприняв идеи гуманизма, Георгий-Франциск Скорина по духу оставался верным традициям православия. Как автор оригинальных предисловий к книгам Священного Писания Скорина широко использовал труды восточной патристики. Его гуманизм отличался от гуманизма западноевропейского. В своем искании совершенного человека Скорина, опираясь но святоотеческую традицию, приходит к евангельскому образу человека. В самом начале предисловия к первой изданной им книги он восклицает словами апостола Павла: «Да совершен будет человек Божий и на всякое дело добро уготован».
Белорусская земля дала целую плеяду выдающихся мыслителей, церковных и общественных деятелей. Среди них можно назвать имена Афанасия Брестского, Леонтия Карповича, Георгия Конисского и др.
Говоря о судьбах христианства в Беларуси, нельзя обойти и трагические события в нашей истории. Речь идет о насильственном окатоличивании белорусов сначала в Великом Княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой. Наступление на генетически первичное на белорусских землях православие велось в двух направлениях. Во-первых, оказывалось давление на православную аристократию и шляхту путем отнятия привилегий и запрета занимать государственные должности. Во-вторых, сильнейшему давлению подвергались православные иерархи. От них требовали подчинения Римскому папе. После заключения политической Люблинской унии 1569 г., процесс вытеснения православия пошел ускоренными темпами. Одним из способов проведения такой политики явилось насаждение униатства. Начало этому процессу положила Брестская церковная уния 1596 г.
Уния была искусственным образованием, механическим соединением римско-католической догматики с православным богослужением. Догматическую и каноническую ущербность унии понимали сами ее вдохновители, но закрывали на это глаза ради достижения политических целей — подчинения западнорусских земель Римскому престолу. Иными словами, уния стала церковно-политическим инструментом римско-католической экспансии, проводившейся настойчиво и целеустремленно на протяжении 17 и 18 столетий. Христианские идеалы любви, мира, милосердия были принесены в жертву клерикально-политическим целям и на деле вели к разъединению, враждебности, жестокости, кровопролитию. Выдающийся богослов Георгий Флоровский писал: «Уния в действительности была и оказалась расколом. Она расколола западнорусскую церковь, разъединила иерархию и народ. Это было, прежде всего, клерикальное движение. Уния была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия»
Несмотря на ожесточенное сопротивление православного народа и рядового духовенства властям (церковным и светским) удалось щедрыми посулами, угрозами и репрессиями насильственно насадить унию на белорусских землях. К концу 18 в. около 80% крестьян Беларуси были униатами. Лишь с разделом Речи Посполитой и вхождением белорусских земель в состав России начался обратный массовый переход из унии в православие. Процесс этот шел в основном мирно, за исключением отдельных эксцессов, связанных с обострением политических противоречий.
Являясь искусственным образованием, не обладая догматической и канонической самостоятельностью, уния с начала 17 в. до начала 19 в. подверглась эрозии. С одной стороны, шел процесс окатоличивания униатов, с другой — массовый переход униатов в православие. Таким образом, в сложном и противоречивом переплетении процессов общественной жизни политические, экономические и прочие интересы могут оттеснять на второй план духовную, религиозно-нравственную жизнь людей.
На протяжении 18-19 вв. в Европе интенсивно осуществлялась секуляризация общественной жизни, что привело к ослаблению роли христианской религии в жизни общества. Набиравший силу интеллектуальный, научный и технический прогресс все больше отрывался от духовно-нравственных и религиозных основ человеческого бытия.
Процесс огосударствления православной церкви, начатый реформами Петра I, вел к постепенному превращению церкви в государственное ведомство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Попытка ускоренной модернизации российского общества, предпринятая Петром, открыла дорогу проникновению западных отвлечённо-рационалистических и схоластических идей в сферу религиозной жизни и, прежде всего, религиозного образования. Органический строй церковной православной жизни был нарушен, начался процесс ее обмирщения. Сращивание структур государственной власти и церковной организации, превращение последней в некий государственный департамент лишало церковь возможности быть нравственным судьей для государственной власти. В сложившейся ситуации трудно уже было даже представить возможность грозного слова из уст архиерея «Ты царь не прав»! которое произнес перед Иваном Грозным митрополит Филипп. Еще Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» писал: «Если Государь председательствует там, где заседают главные сановники Церкви… то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный, усердие к ней ослабевает, а с ними и вера. А С ослаблением веры Государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для Отечества… Власть духовная должна иметь особенный круг действия вне гражданской власти, но действовать в тесном союзе с ней».
И хотя жива была еще народная религиозность, еще соблюдались все религиозные обряды, но стала падать интенсивность духовной, православной жизни, ослабевало нравственное влияние православной церкви. Сохранение внешней формы, всех внешних атрибутов православия скрадывало понижение общего уровня православной духовности. Тем более, что сияли островки высочайшей духовности: Серафим Саровский, митрополит Московский Филарет (Дроздов), Феофан Затворник, оптинские старцы, Иоанн Кронштатский, целая плеяда замечательных русских религиозных мыслителей 19 века. Но ослабление, понижение общего духовного уровня ощущалось все явственнее. На Россию надвигалась тень Распутина.
Все эти сложные, противоречивые процессы подготавливали возможность грядущих катаклизмов, в которые была ввергнута на долгие годы Россия. Вакханалия богоборчества в некогда православной стране – это не просто трагическая аберрация, это в какой-то мере закономерный результат постепенной утраты православием статуса внутреннего (а не внешнего) духовно-нравственного стержня жизни народа.
В советский период воинствующий атеизм был положен в основу государственной политики в отношении церкви. Всемерная государственная поддержка атеистической пропаганды и запрет на религиозную пропаганду имели своей целью изоляцию церкви, искоренение религии, как пережитка прошлого. Жесточайшие репрессии против духовенства, разрушение церквей и монастырей должны были, по замыслу богоборцев, вытравить из сознания людей мысль о Боге, память о своих религиозных традициях. Наибольшего размаха репрессии достигли в 20-30-е гг.
Во время Отечественной войны ситуация изменилась к лучшему. Стараясь сплотить народ для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Сталин решил прибегнуть к поддержке православной церкви, которая действительно стала важным фактором консолидации народа на патриотической почве.
Однако с начала 50-х гг. гонения на церковь возобновились с новой силой. В Беларуси за 1948-1952 гг. было закрыто 87 православных церквей, арестовано 55 священнослужителей. За период с 1950 по 1966 г. в Беларуси с регистрации было снято 609 церквей и молитвенных зданий Православной Церкви. За один только 1960 г. в республике было закрыто 219 православных храмов. В 1963 г. была закрыта возобновившая свою работу в 1946 г. Минская духовная семинария, перестали действовать женские монастыри в Полоцке и Гродно.
В результате многолетних жестоких гонений на церковь ее позиции и влияние в обществе оказались сильно подорванными. Религиозные ценности утратили функцию стержня духовной культуры и были вытеснены на периферию сознания и образа жизни. Их место заняла коммунистическая идеология, которая подмяла под себя мировоззрение, сделав последнее исключительно материалистическим и атеистическим. Соответствующей была и система образования и воспитания.
Ситуация стала кардинально меняться с конца 80-х годов. Государство отказалось от поддержки атеизма и сняло запрет на религиозную пропаганду. В начале 90-х годов с падением коммунистической системы были приняты достаточно демократичные законы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Начался трудный, сложный и противоречивый процесс религиозного возрождения, продолжающийся и сегодня. На этом пути БПЦ ясно осознает свою уникальную роль наиболее влиятельной христианской конфессии на территории независимого государства, находящегося на историческом и географическом рубеже восточной и западной ветвей христианства. Это во многом определило те задачи, которые ставит и решает БПЦ на современном этапе, одной из которых является преодоление того трагического разрыва, который возникает между современным научно-техническим развитием и процессами духовно-нравственного состояния нации.
Про Таинства Исповеди и Причастия читайте здесь: https://vk.com/wall-135969721_1312